Про карнавал в Европе и России
Считается, что в России нет карнавальной традиции и потому россияне агрессивные и сердитые. Это не мое мнение, а культурологи с историками так придумали. Не все, конечно. Великий Бахтин писал про русскую ярмарку со скоморохами и ряжеными, про масленицу с чучелом. Еще были маскарады в салонах знати Петербурга и Москвы. Но это уже как заимствование заморское. Вот это все - «родственники» европейского карнавала.
Масленица наша проводится в то же время, что и итальянский или испанский карнавал - в конце зимы, как обрядовый праздник будущего плодородия. Но повсеместного массового перевоплощения, всенародного «узаконенного» обмана, акта уравнивания знати и черни все-таки у нас не было. Может поэтому у нас такой страх перед гей-парадами. Гей-культура это вообще не про секс и не про любовь, это шутовство и наше утраченное скоморошество. Это про свободу. Кстати, скоморохи частенько на народных гуляниях позволяли себе скабрезные сценки или шутки ниже пояса, и было в этом от вольницы или даже вседозволенности, особенно в присутствии барина или, еще хлеще, священнослужителя. Что-то вроде праздника непослушания. Русская народная культура была эротичной, в том смысле, что живой и дышащей. И всегда церковь гневались и запретить велели. Так что, все это уже проходили. Только раньше народ ряженых и скоморохов от попов защищал, хотя бы в сказках и частушках.
И у нас даже были древнегреческие фаллические шествия в виде первомайских демонстраций, но вместо Бахуса поклонялись генсекам, хотя по-моему, народу было плевать, что так намалевано на дощечках. Это был праздник, действо. У меня с детства остались теплые воспоминания о демонстрациях. Я даже «смотры песни и строя» школьные вспоминаю хорошо, потому что нам нравилось, мы переодевались в военную форму, репетировали, маршировали, пели и считались по порядку. И даже это было актерством, маленьким карнавалом, необходимым для детства.
Здесь, в Испании мы с детьми ездили на карнавал в Ситжес. Это городок с интересной гей-репутацией, но карнавал у них, нам сказали, лучший. На взрослый мы не рискнули остаться, а вот детский посмотрели и поучаствовали. Костюмы мы купили готовые и особенно не отличались от потока человеков-пауков, белоснежек, фей и прочих страшилищ китайского производства. Но на карнавале было достаточно самодельных костюмов. Впечатляло, когда семья представляла одну тему: симпсоны, поросята, шреки или непонятные какие-то чудики, и сразу видно, что старались, мастерили.
В основном, конечно, голливудские темы, народных испанских я не видела, но у них для этого специальных праздников навалом.
Карнавал был сумасшедший, шумный и атмосферный, правда, очень длинный. Мне хватило бы пол-часа. Немного напомнило наши новогодние елки для детей. В последнее время на наших елках тоже почти все костюмы готовые, а раньше, когда я была маленькая, родители неделю шили. Советский дефицит творчество и фантазию развивал у любого.
В Испании новогодние карнавалы в школах, кажется, не приняты. Но хорошо прижился американский хеллоуин. В России его стали сейчас запрещать, глупость очередная.
Одно время были в России модные вечеринки стиляг, дискотеки восьмидесятых, пижамные праздники. Выяснилось, что перевоплощаться любят не только женщины, а и вполне солидные дядьки. Это необходимо людям. Играть, переодеваться, изображать, кривляться - это жизнь. А если у вас хотят это отобрать, или наказать за неподобающее актерство - это точно мертвецы.
Антипод карнавальной культуры - это культура блатняка, лагеря. До двадцатого века были песни про каторжан, плачи, рекрутские причитания, но именно культура блатняка, лагеря появилась после революции. Если, карнавал - это жизнь, то блатняк - это мертвечина, созданная мертвецами.
Да, и кстати, на девятое мая народ у нас вырядился в военную форму и детей нарядил. Общественность была в шоке. А я думаю, это просто тоска по карнавалу в мертвеющем пространстве. А люди вполне себе живые.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки