Захлебнулась ли «русская весна» в Харькове?
С весны 2014 года Харьков оказался в фокусе внимания из-за угрозы дестабилизации, которую разгоняли россияне в рамках своего плана по созданию «Новороссии» на юго-востоке. Тогда «Новороссию» на Харьковщине удалось остановить, но опасения за будущее стратегически важного региона сохраняется.
На досрочных выборах в Верховную Раду в октябре 2014 года Харьковская область стала основным донором для Оппозиционного блока, получившего 32,14% голосов избирателей. Это немного меньше, чем на избирательных участках в Луганской и Донецкой области (35,54% и 38,75% соответственно), но из-за боевых действий более половины электората Донбасса не участвовали в выборах, потому именно Харьковская область дала максимальное количество голосов бывшим регионалам.
Харьков играет одну из ключевых ролей в планах сепаратистов и России из-за своего огромного промышленного потенциала, развитого ВПК и логистической роли. Захват этого мегаполиса повлечет резкое изменение баланса сил и ослабит Украину.
Насколько Киев может рассчитывать на лояльность харьковчан?
На этот вопрос содержатся точные ответы в социологии, которая была предоставлена ИС-Харьков дружественными структурами в первой половине июня 2015 года. Всего было опрошено 1800 респондентов. Погрешность составляет 2,5%.
Среди прочих, был задан вопрос «Если бы завтра в Харькове проводился референдум относительно статуса Харьковской области, на ваш взгляд, как бы проголосовали харьковчане?». Результаты получились такие.
По мнению 42,1% опрошенных жителей города, большинство харьковчан безоговорочно выступают за сохранение статус-кво. Т.е., за украинский Харьков, без всяких автономий, федерализаций и т.д. Это, несомненно, хорошая новость.
Вторая относительно хорошая новость: еще 21,4% считают, что результаты голосования были бы преимущественно за автономию и особый статус региона. При этом харьковчане плохо представляют, каким может быть такой особый статус и какие именно выгоды он принесёт региону. Данный результат следует рассматривать как следствие многочисленных дискуссий в украинских медиа о необходимости децентрализации. Многочисленные политики, аналитики, журналисты говорят о передаче большего количества полномочий в регионы в рамках децентрализации, потому начинается формироваться запрос на большее расширение полномочий местных властей.
Эти цифры хорошо кореллируются с данными, которые мы дали в предыдущей статье, об ухудшении социально-экономической ситуации в регионе. Поскольку политика центральных властей воспринимается как неудачная, то многие граждане начинают видеть в расширении полномочий местной власти инструмент решения своих проблем. Хотя опять-таки респонденты слабо понимают, какими точно могут быть такие инструменты и что конкретно им даст такой особый статус.
При этом интересно, что, несмотря на резкое падение доверия ко всем партиям и политическим деятелям на центральном уровне и в регионе, 40,5% харьковчан выступают за создание региональной партии, которая бы отстаивала интересы жителей области.
Что касается активной ватной части населения Харькова, то она оценивается в 6,2% опрошенных, которые считают, что харьковчане предпочли бы войти в состав России. Не менее важно, что 30,2% респондентов не смогли определиться с ответом на поставленный вопрос. Такой высокий процент связан с тем, что сегодня многие часто боятся афишировать свою позицию.
Как и в прошлой статье, где мы поднимали вопрос количества харьковчан, готовых активно защищать город от захватчиков, в данном случае очень четко видна зависимость лояльности-нелояльности к Украине от ряда факторов. Например, сохранение региона в составе Украины поддержат 40,5% респондентов со средним образованием, а с высшим - 44%. Точно также лояльность украинцев к государству напрямую кореллируется с их материальным положением. Чем хуже материальное положение, тем ниже лояльность к Украине и, наоборот. Так только 33,6% респондентов с плохим материальным положением поддерживают существующий статус-кво региона, а вот когда материальное положение повышается до среднего и выше, то их количество увеличивается до 50%.
Похожая тенденция наблюдается и в поколенческом разрезе, где три возрастные группы (25-34, 35-49 и 50+ лет) имеют схожие показатели (на уровне 40,1%-40,4%) поддержки существующего территориального статуса Харьковской области в составе Украины. А вот в самой юной возрастной группе (18-24 лет, т. н. «поколение независимости») показатели увеличиваются до 54,2%, то есть на треть. Среди «поколения независимости» наименьшее количество сторонников, соответственно, особого статуса региона (16,9%), вхождения в Россию (4,7%) и неопределившихся (24,2%). Для сравнении в поколении 50+ соответственно 40,1%, 22,4%, 8,1%, 29%.
На открытый вопрос: «Какой процент харьковчан, по Вашему мнению, хочет присоединения региона к России?», большинство опрошенных не смогли ответить (56,7%). Среднее значение среди ответивших - 37,5% могут быть за присоединение. То есть чуть больше трети среди ответивших, что опять-таки выводит нас на приблизительную цифру до 10% от общего числа респондентов можно считать активными сторонниками «русского мира».
Интересно, что далее респондентам предлагалось обосновать свою оценку. Ответы на этот открытый вопрос были обобщены и сгруппированы:
- желание быть Россией - 6,2%
- потому что в России лучше - 4,4%
- люди обмануты русской пропагандой - 3,9%
- по причине близости границы, люди там работают и имеют родственников - 3,3%
- хотят, чтобы закончилась война, и наступил мир - 3%
- хотят возврата в прошлое, в СССР - 2,6%
- хотят высоких зарплат и пенсий - 2,6%
- потому что харьковчане против киевской власти - 2%.
Наконец, еще 4,2% респондентов от общего числа сказали, что среди их знакомых желающих присоединиться к России нет, поэтому они не могут назвать причины такого желания.
Резюмируя все вышесказанное: Спустя год после «русской весны» можно смело говорить, что она захлебнулась, поскольку две трети населения Харькова поддерживают тот или иной статус нахождения региона в составе Украины. При этом сторонников существующего статус-кво почти половина (от 40,1% у людей старшего поколения до 54,2% среди молодежи).
Эта цифра отлично кореллируется с другими показателями. Например, 65,3% опрошенных харьковчан считают, что нынешняя местная власть контролирует ситуацию в городе, 23,2% - что не контролирует, а 11,5 не смогли определиться с ответом. То есть, опять-таки две трети.
Даже с учетом того, что среди трети неопределившихся может быть большое количество сторонников «русского мира», в целом она вряд ли может превышать 20-25%, где только 6,2% являются активными его сторонниками, не побоявшимися открыто предъявить эту позицию.
Напомним, что количество активных сторонников Украины приблизительно в два раза выше. Как мы уже ранее писали, что 13,8% харьковчан отметили, что возьмутся активно защищать город и Украину. При этом около 20% мужчин готовы активно защищать город от сепаратистов и России.
Очевидно, что страшные кадры войны на Донбассе отрезвили многих и заставили пересмотреть свою позицию. При этом страх уже перестал быть доминирующим настроением, в отличие даже от марта 2015 года, когда город ожидал наступления Путина. Сегодня возможность в Харькове повторения событий Донецка и Луганска респонденты чаще всего оценивают как невысокую (45,1%), а треть опрошенных считают, что такой сценарий в Харькове вовсе невозможен.
Однако успокаивать себя еще рано. Основной вектор угрозы дестабилизации теперь переносится в социально-экономическую плоскость. Именно здесь лежат главные вызовы для власти. Как видим из показателей ниже, харьковчане очень озабочены резким падением уровня жизни. Наиболее актуальными и важными проблемами опрошенные считают (%):
Это формирует взрывоопасную повестку на местные выборы в октябре 2015 года, где с высокой долей вероятности может произойти реванш бывших регионалов, которые ныне сидят тихо, как «зайчики». Все может вновь резко измениться и сломанная «русская весна» имеет взрывоопасный потенциал обернуться «русской осенью».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки