Человек или зверь? На фронте бойцам приходится будить в себе зверя, но после войны он не исчезает
На войне, чтобы выжить, нужно разбудить в себе "зверя". В психологии, если говорить упрощенно, это некая субличность или психологический комплекс со всем набором способов мышления, эмоций и чувств, поведения, общения, действий, позволяющий человеку, попавшему на войну (в зону боевых действий) быть адекватным боевой ситуации и попросту физически выжить.
Действительно, такой проснувшийся "зверь" позволяет бойцу сохранить себя в боевой ситуации, но в мирной жизни он никуда не исчезает и продолжает свое звериное дело. В психологии это можно сравнить с общеизвестным посттравматическим военным синдромом (сродни "вьетнамскому", "афганскому", теперь "синдрому АТО"). Такой "зверь" может совершенно хладнокровно и безжалостно психологически и физически третировать близких или даже убить товарища по блиндажу, вчерашнего боевого соратника. Так он поступал на войне, так он действует и в мирной жизни.
Представьте себе большую породистую собаку (овчарку или дога) или даже дикого зверя (волка, тигра или медведя), живущих рядом с человеком. Если их не прикармливать и одновременно правильно не дрессировать, то рано или поздно они могут травмировать или даже убить самого человека. И это вполне естественно, потому что они звери и в определенных (обычно экстремальных) ситуациях живут по звериным законам, которые сродни законам войны - "если не ты, то тебя". Но путем воспитания, обучения, тренировок, дрессуры их можно подчинить человеческим законам жизни. Мало того, в этом случае "зверь" становится самым надежным и верным другом и помощником, способным выручить и даже спасти человека в самых сложных ситуациях.
У большинства бойцов элитного украинского спецназа, защищавших в начальной фазе Донецкий аэропорт, которых противник прозвал "киборгами", такой "зверь" стал лучшим помощником. У них практически не проявлялся ни посттравматический военный синдром, ни неадекватное поведение в обычной жизни. Внешне эти ребята спокойны и миролюбивы. Такого встретишь на улице и никогда не подумаешь, что он способен уничтожать элитный спецназ противника, находясь в тяжелейших нечеловеческих условиях (именно в таких воевали "киборги").
Известно, что в большинстве случаев мобилизированные АТОшники - это обычные пацаны и мужики, не имеющие ни необходимой подготовки, ни боевого опыта "киборгов". Ничего, кроме чувства патриотизма и личного достоинства. Когда настоящих "киборгов" заменили на этих обычных пацанов и мужиков, многие из которых даже не умели толком разобрать и собрать автомат, проснувшийся в них "зверь" плюс патриотические чувства, усиленные внутренним ощущением себя "киборгами", позволили им держаться до последнего и многим геройски погибнуть под обломками рухнувшего терминала. Думаю, что этот подвиг лучших представителей украинского народа, подобно Небесной сотне, станет примером в воспитании будущего молодого поколения нашего народа.
Поэтому, главная задача психологической работы и жизни после АТО - это ни в коем случае не уничтожение, но воспитание, укрощение, обучение своего проснувшегося "зверя" жизни в цивилизованном обществе на основе обретенного патриотизма и личного достоинства. Скажу больше, именно благодаря такому процессу происходит значительный личностный рост и духовное совершенствование человека, способного стремиться к достижению своего высшего предназначения, реализуя "дело жизни" как "стяжание святого духа". Серафим Саровский это считал главным делом жизни человека.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки