Война прокуроров
Новость о результатах обысков в Киевской областной и Генеральной прокуратуре была обречена стать сенсацией. В первую очередь потому что придти с обыском в ГПУ - вопиющее нарушение привычных "правил этикета" и традиций украинской власти. Такие действия приравниваются, чуть ли не к государственному перевороту. Генеральный прокурор в отпуске, а замы начали аресты в кругу "своих". Это не случайный эпизод - просто потому что в Генпрокуратуре нет случайных людей. Все встроены в систему отношений, все "чьи-то". Тронув одного человека, ты автоматически получаешь целую цепочку врагов. И цепочка эта очень легко и быстро обматывается вокруг шеи.
Сумма "улова", конечно, впечатляет. При задержании у двух сотрудников прокуратуры было обнаружено в общей сложности около 500 тыс долларов, а также драгоценности (35 пакетов с бриллиантами с общим количеством 65 камней) и ценные бумаги. Именно пакеты с бриллиантами больше всего потрясли воображение, вызвав массу шуток и параллелей с кинофильмом "Большой куш". Но эти бурные волны в эфире и социальных сетях на самом деле являлись всего лишь побочным эффектом куда более масштабных процессов. Это борьба за контроль над самым влиятельным ведомством страны. Контроль, который своим исключительным правом считает глава государства. И борьба эта пока не закончена.
Первый удар нанес заместитель Генпрокурора Давид Сакварелидзе. Он задержал замглавы следственного управления Генпрокуратуры Владимира Шапакина и заместителя прокурора Киевской области Александра Корнийца по подозрению в вымогательстве взятки в особо крупных размерах. С обыском по месту работы. В ответ исполняющий обязанности Генпрокурора Владимир Гузырь завел на Сакварелидзе уголовное дело за превышение полномочий и захват государственного учреждения. На стороне Сакварелидзе выступил новый глава СБУ Василий Грицак. На стороне Гузыря - субординация и 90% аппарата Генпрокуратуры. Большую войну прокуроров смогло остановить личное вмешательство президента Порошенко.
Президент вызвал к себе всех участников процесса и озвучил свою официальную позицию. Которая автоматически становится позицией тех, кто собирается продолжить свой труд в составе команды. "Проведена антикоррупционная спецоперация в ГПУ и прокуратуре Киевской области. "Прокурорская неприкосновенность" - отменена. Требую в дальнейшем решительных действий в борьбе с коррупцией. Коррупционеры всех уровней должны быть привлечены к ответственности. Искоренение позорных проявлений коррупции в высших органах государственной власти должно создать выжженное поле вокруг преступников, которые паразитируют в нашем государстве", - объявил Порошенко.
Проблема в том, что даже президент своей волей не сможет моментально прекратить "боевые действия" высокопоставленных силовиков. Законы в этом кругу сродни уголовным, то есть на удар нужно отвечать ударом, а отказ от этого правила автоматически считается проявлением слабости. Слабых быстро съедают враги, вчерашние соратники - все. Закон стаи.
У президента сегодня два варианта действий. Остаться над схваткой и позже принять присягу победителя, либо принять сторону одного из противников, обеспечив тому чистую победу. Второй вариант выглядит куда лучше, просто потому что затяжная война в ГПУ совсем не нужна Порошенко - отвлекает ресурсы и вредит имиджу. Именно поэтому можно допустить, что президент выберет именно второй вариант. Или уже выбрал? Такое тоже возможно. Более того, Порошенко мог "выбрать" этот вариант еще до начала этой войны прокуроров, дав команду фавориту атаковать. Сделать окончательный вывод мы сможем в ближайшее время, оценив кадровые перемены в Генпрокуратуре. Вполне может оказаться, что без такого конфликта интересов реформировать ведомство было вообще невозможно?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки