MENU

Neweasterneurope: Украина сохранит ключевую позицию в энергетической безопасности Европы, а дело «Газпрома» – труба

7169 13

1 июля 2015 года «Газпром» объявил о прекращении поставок природного газа в Украину. Уже в пятый раз за десять лет. Это решение стало результатом срыва переговоров между Киевом и Москвой о новой цене на газ (на самом деле прекращение закупок российского газа с 1 июля инициировал «Нафтогаз Украины», поэтому имеет место беспрецедентное решение именно украинской стороны избавится от российского монополиста, неоднократно уличённого в политически мотивированных шантаже и давлении на Украину – UAInfo).

Для «Газпрома» и президента России Владимира Путина провал переговоров – возможность проиллюстрировать государствам-членам ЕС ненадежность Украины как партнера и убедить их в том, что в интересах европейского союза выстроить прямое взаимодействие с «Газпромом» и покончить с украинским транзитом в целом. На самом деле, «Газпром» уже неоднократно заявлял, что собирается сделать это после 2019 года. Тем не менее, усиленно продвигая идею строительства и расширения альтернативных трубопроводов, таких как «Турецкий поток» и «Северный поток», которые обходят Украину, Путин и «Газпром» забывают, что в Европе политика не «бьет козырями» верховенство закона, скорее, закон главенствует над политикой.

На протяжении многих лет Россия старается выставить Украину как транзитное государство, в самом невыгодном свете, сваливая на нее всю вину за случающиеся перебои в поставках газа в Евросоюз. Апогеем «дружеского отношения» являются сразу несколько проектов «Газпрома» по строительству трубопроводов в обход Украины, которые по планам должны обеспечить Москве прямой доступ к европейской клиентуре. 18 июня «Газпром» объявил о подписании с Royal Dutch Shell, немецкой E.ON и австрийской энергетической компанией OMV меморандума, отражающего намерения сторон реализовать проект строительства двух новых ниток газопровода «Северный поток» от побережья России через акваторию Балтийского моря до побережья Германии.

А 1 июля турецкие власти заявили, что Анкара и Москва, скорее всего, завершат переговоры о размере скидки на российский газ к середине июля, скидка – обязательное условие Турции в вопросе подписания межправительственного соглашения по поводу строительства газопровода «Турецкий поток». «Турецкий поток» – 63 миллиардный проект строительства газопровода, по которому российский газ через Черное море должен доставляться в Турцию и далее в Юго-восточную Европу. Этот проект был запущен 1 декабря 2014 года взамен закрытого к тому времени проекта «Южный поток».

«Газпрому» не удалось построить «Южный поток» из-за несогласия с ЕС по вопросам распределения прибыли. Законодательство ЕС не позволяет «Газпрому» контролировать распределительные сети. В соответствии с «третьим энергопакетом», собственниками расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, занимающиеся добычей газа. Они должны либо продавать свои активы в ЕС, либо передать право на управление трубопроводами. Однако, похоже, что Путин и «Газпром» мало чему научились на своих провальных «трубопроводных начинаниях». За оптимистичными заявлениями, сделанными 1 июля, на самом деле скрывается множество проблем в переговорах турецкой и российской сторон. Прогресс, которого удалось достичь за последние месяцы крайне незначительный.

Около недели назад со стороны Анкары прозвучало предупреждение об обращении в международный арбитраж, если стороны не смогут прийти к соглашению. «Газпром» согласился предоставить Турции скидку в 10,25 %, однако турецкая государственная газовая компания BOTAS, ведущая переговоры, вероятно, хочет больших уступок от «Газпрома». Турция слишком хорошо понимает, насколько Россия нуждается в использовании ее территории для того, чтобы уклониться от правил ЕС по «третьему энергопакету».

Это подводит нас к реальной точке преткновения. Доставить газ из России в Турцию – это одно, а вот транспортировка газа с турецко-греческой границы вглубь юго-восточной Европы – совсем другое дело. 18 июня, во время визита в Санкт-Петербург, премьер-министр Греции Алексис Ципрас подписал с «Газпромом» меморандум о взаимопонимании, в котором предусматривается строительство газопровода по территории Греции как расширение проекта «Турецкий поток», по которому российский газ будет поставляться дальше в Европу. Россия, судя по ее позиции, горит желанием оплатить строительство газопровода, а затем платить сотни миллионов долларов за транзит.

Вот тут-то Ципрасу и стоит понять, что его используют в качестве марионетки в большой игре. Для чего «Газпрому» соглашаться на финансирование строительства трубопровода на греческой территории, если он, в конце концов, в соответствии с законодательством ЕС, будет вынужден делиться прибылью? И это в то время, когда эпизод со строительством «Южного потока» ясно продемонстрировал одну вещь – «Газпром» не желает делиться. Более того, очевидно, что греческое правительство не в состоянии самостоятельно финансировать прокладку трубопровода, а вариант частного инвестирования абсолютно неубедителен. Кроме того, греческому правительству будет крайне трудно доказать Еврокомиссии, что цель строительства этого газопровода – диверсификация источников поставки газа в Европу, а не диверсификация маршрутов для «Газпрома». Путин точно знает, что может использовать Грецию, чтобы вбить клин между Брюсселем и отдельными государствами-членами ЕС. Ципрасу стоило бы сто раз подумать, прежде чем вводить в заблуждение свой народ по поводу вряд ли осуществимой «газовой мечты» в столь критический для страны момент.

И от заявлений о расширении «Северного потока» также, мягко говоря, «глаза на лоб лезут». Из-за разногласий между Еврокомиссией и «Газпромом» по поводу режима доступа к OPAL (Немецкий газопровод OPAL – сухопутное продолжение газопровода «Северный поток», по которому доставляется газ из России в страны Евросоюза, минуя транзитные страны), «Северный поток» не используется на полную мощность. И хотя подписанный 18 июня Меморандум представляет собой лишь «соглашение о намерениях», а не реальную коммерческую сделку, идея расширения «Северного потока» сама по себе примечательна по многим причинам. Если сложить пропускную способность трубопроводов, обходящих территорию Украины, которые уже существуют, и строительство которых планируется, проведение «Турецкого потока», и расширение «Северного потока» неизбежно приведет к избыточности мощности. Кроме того, еврокомиссар по энергетике Марош Шефкович незамедлительно напомнил сторонам, принимающих участие в планах расширения «Северного потока», что строительство и эксплуатация этих трубопроводов должны соответствовать правилам ЕС. Он также отметил, что удвоение мощности «Северного потока» будет означать полный отказ от эксплуатации украинской газотранспортной сети, а это будет вредить энергетической безопасности Европы, поскольку уменьшает число транзитный веток с трех до двух.

В конечном счете, как ни крути, что-то должно измениться. Крайне маловероятно, что оба газопроводных проекта будут реализованы. А заявленная «Газпромом» цель – избавиться от украинского транзита к 2019 году – выглядит все более и более нереальной.

Итак, вышеизложенные наблюдения наводят на мысль, что Путин и «Газпром» затеяли столь активную деятельность на газовом фронте, имея целью создание серьезного разрыва между Севером и Югом Европы на основе энергетической политики. Но о чем Путин забывает, так это о том, что пытаясь построить «Турецкий поток» и расширить «Северный поток», «Газпром», скорее всего, втянется в затяжное юридическое сражение с Брюсселем, в котором еврократы, скорее всего, победят. Более того, учитывая ограничения, налагаемые правилами конкуренции ЕС (в соответствии с «третьим энергопакетом»), «Турецкий поток» столкнется со своим «Ватерлоо» уже на этапе строительства турецкой ветки.

Это не только лишит некоторые страны-члены ЕС, в том числе Грецию, надежды оказаться, в конце концов, в роли транзитного государства, это будет гарантировать, что Украина по-прежнему будет занимать ключевую позицию в энергетической безопасности Европы. В Европе верховенство закона «бьет козырями» преимущества и намерения недальновидных политиков с их дешевым газом. Настало время Путину, «Газпрому», а также некоторым европейским лидерам, это понять.

Оригинал на Neweasterneurope

Перевод: Андрей Сабадыр


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини