MENU

Унижение Греции и фатальная ошибка Ципраса

10050 12

Значительная часть Европы до сих пор шокирована «компромиссом», достигнутым 12 июля в результате переговоров стран еврозоны, пишет в блоге на "Новом вермени" Джерард Роланд. Не хочу повторять список реформ, которых требуют от Греции, но они намного жестче, чем то, о чем договаривались ранее. Более того - жестче, чем все, чего требовали от Греции с самого начала кризиса.

Несмотря на то, что несколько дней назад облегчение долгового бремени Греции было возможным, теперь его сняли с обсуждения. Если Греция останется в еврозоне, все, что ее ждет в будущем - новые меры экономии и беды. Как мы до этого дошли?

За Сиризу проголосовали, потому что кредиторы в 2010 году толкнули Грецию в Великую депрессию. Новое греческое правительство должно было добиться сокращения греческого долга и удержать страну в зоне евро. Правительства и министры финансов еврозоны - Шойбле, Дейсселблум и прочие - были встревожены избранием левого правительства. Похоже, до них не дошло, что это голосование было результатом крайне жесткого режима экономии, на который Грецию вынудили согласиться. Новому греческому правительству сказали, что договора священны, а значит, оно обязано выполнить обещания, данные предыдущей властью. Разумеется, для правительства Ципраса это было неприемлемо, и спустя месяцы обсуждений переговоры так и не сдвинулись с мертвой точки.

Затем Ципрас объявил референдум, и на неделю переговоры прекратились. Программа Европейского центробанка по предоставлению помощи греческим банкам была существенно сокращена, из-за чего им пришлось закрыться. Страны еврозоны и греческая оппозиция приравнивали голосование «против» к выходу Греции из зоны евро, чего греки не хотели и по-прежнему не хотят. Этот шантаж не сработал: «против» проголосовали более 60% граждан. После референдума Ципрас продемонстрировал готовность вернуться за стол переговоров.

Тем временем прошел срок продления второй программы помощи, и Греция не смогла осуществить очередной платеж МВФ. Ангела Меркель была первой, кто отреагировал на результаты референдума, сказав, что для возобновления переговоров по третьей программе помощи нет необходимых условий, и Греции нужно выступить со своим предложением. Ципрас при помощи французов выдвинул предложение, ненамного отличавшееся от того, чего хотела еврозона. Это казалось разумной тактикой. Такое предложение позволяло вернуть на повестку дня сокращение долга - греки просили об этом с самой победы Сиризы. К предложению Греции отнеслись с одобрением. Лагард, Туск, Юнкер и другие заговорили о необходимости совместить греческое предложение и сокращение долга. Казалось, благодаря референдуму Ципрас получил новый мандат против режима экономии и что его готовность к компромиссу может заставить Еврозону согласиться на сокращение долга в обмен на реформы. Положение Ципраса начало улучшаться, но внезапно все пошло прахом.

11 июля на встрече министров финансов Еврогруппы Шойбле и министры финансов девяти других стран решительно отвергли предложение греков и настояли на куда более жестком перечне реформ. В то же время появилась статья Шойбле, посвященная возможности выхода Греции из еврозоны на пять лет. Стороны не достигли компромисса по этому вопросу, и он был передан на обсуждение глав государств. Мы знаем, чем это закончилось. Утром 13 июля Ципрас согласился на жесткие требования экономии, чтобы избежать Grexit. Вопрос сокращения долга не поднимался.

Это была явная капитуляция, поскольку Ципрас принял предложение, гораздо более жесткое, чем то, от которого отказалась большая часть греков на референдуме. Ципрас храбро взял на себя ответственность за это поражение и смог провести требования еврозоны через парламент.

Что же пошло не так? Ошибка Ципраса была в том, что он совершенно не готовился к Grexit. Правительство Ципраса никогда не рассматривало эту возможность из-за катастрофичности последствий Grexit для всей еврозоны. Они полагали, что референдум продемонстрирует поддержку граждан и усилит переговорную позицию Греции. Отсутствие подготовки и оказалось слабостью, которой воспользовался Шойбле. Как только стало ясно, что Германия и прочие поборники экономии готовы выкинуть Грецию из зоны евро, по сути, заставив ЕЦБ лишить греческие банки финансирования, также стало очевидно, какой катастрофой это обернется для греческой экономики. Именно реальная угроза Grexit заставила Ципраса капитулировать.

Если бы Греция серьезно подготовилась к выходу из еврозоны, все было бы иначе. Угроза исключения не так сильно испугала бы греков, а вот риски для еврозоны серьезно выросли бы. Как по мне, именно это и было фатальной ошибкой Ципраса. Тем не менее, он все же смог заставить парламент принять эту сделку. Теперь в глазах всего мира Германия выглядит злодеем, а греки - жертвами, но им все равно придется пережить серьезные экономические трудности.

Что будет дальше? Напряжение внутри еврозоны стало сильнее, чем когда-либо. Недовольство режимом экономии растет, особенно в странах, которые больше всего от него пострадали. Но также растет разочарование Европой в целом. В Германии и некоторых странах Северной Европы все большее количество людей выражает недовольство греками. Многие считают, что Грецию нужно было вышвырнуть из зоны евро. Сторонники жесткой политики не верят, что Афины проведут обещанные реформы. Им кажется, что греки их обманули. То, что Ципрас объяснил подписание договоренности стремлением избежать Grexit, кажется им доказательством того, что он не хочет проводить реформы.

На самом деле, мы зашли в тупик. Греческий долг явно является неприемлемым, государство не в состоянии выдержать все требуемые меры экономии, приватизация, которая является частью сделки - ужасная идея, поскольку цены будут крайне низкими, и все вместе это приведет к пустой растрате государственных средств. Более того, греческая экономика продолжит скатываться в депрессию и дефицит. Это не может и не должно продолжаться.

Возможно, грекам все же удастся добиться списания существенной части долга, и, возможно, будет разработан набор мер, которые позволят возобновить рост. Но даже при этом оптимистичном сценарии европейская мечта дискредитировала себя до такой степени, что невозможно представить, как ее возродить. В лучшем случае необходимы масштабные реформы, которые позволят уменьшить дефицит демократии внутри Европы и разработать монетарную политику, подобную американской. Вероятнее всего, этого не случится: европейская солидарность переживает упадок, тогда как национализм цветет повсюду.

Пессимистичный сценарий кажется гораздо более вероятным. Grexit удалось отложить на несколько недель или месяцев, но греков вышвырнут, как только станет ясно, что экономия не помогает. Конечно же, обвинят в этом греков. Это приведет к расколу в Европе и ее развалу на несколько частей. Германия в третий раз за столетие повергнет Европу в хаос. И все потому, что она не вынесла уроков из Великой депрессии и ужасов, которые за ней последователи.


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини