Немного о последних днях донецкого аэропорта
Это БТР-70 или "камень на ногах пехоты" (так их прозвали в Афгане). Неудача советской инженерной мысли. Главная ошибка была в том, что в машину установили 2 двигателя.
Главный замысел - чтобы при отказе одного машина ехала на втором. Реальность оказалась иной. По факту он плохо едет и часто ломается даже на двух двигателях. Большую проблему составляет работа системы синхронизации.
По факту это непригодная для войны развалюха. В том же Афгане их назвали за это "камнем на ногах пехоты".
Сейчас я расскажу вам длинную и грустную историю о БТРах на фотографии. Они отслужили в Афганистане и находились на хранении в Артемовске. К моменту начала войны они были раскомплектованы, ТО-1 и ТО-2 проводились исключительно на бумаге. Задача баз хранения состоит в поддержании техники в полной боеготовности. Формально за день после начала войны они должны выйти из гаражей красивые и исправные, укомплектованные всем от прицела, до молоточка в ремкомплекте. По факту они были раскомплектованы. Топливная система, тормозная, электроника, практически все не годилось никуда.
Вообще военная техника делится на 3 категории: транспортная, строевая и учебно-боевая (сюда относится все, на что можно поставить оружие). В мирное время годовая норма пробега для учебно-боевой техники составляет 500 км. Эти БТРы были расписаны на 90й отдельный аэромобильный батальон, который проходил слаживания в Житомире. И тут было принято "гениальное" решение отправить их колонной из Артемовска на Житомирский полигон. С учетом все обьездов это более 1000 км. С учетом состояния машин это было предательство.
Со спущенными колесами машины простояли на полигоне 1,5 месяца. Условий для ремонта там нет. А батальон по штату не содержит ремонтной роты. По факту их просто некому было довести до ума.
Когда пришло время ехать на фронт им дали команду выдвигаться для погрузки на поезд. Путь в 25 км из 30 БТРов преодолело 5 и то с поломками. Но в армии никогда ведь не спрашивают, в армии отдают приказы...
Из Изюма до Песков их тянули уже на жесткой сцепке. Такой себе бессмысленный и беспощадный акт. 90-й бат пробыл в Песках с 2-го по 31 декабря 2014-го года. В боях эти машин не принимали участия, чтобы просто не рисковать жизнями бойцов. В Пески, Тоненькое, Опытное и Водяное они ездили на колесной технике взвода обеспечения. В обычных Уралах, Зилах и Газ-66 крытых тентами, зимой, не всегда там были сидения. В сам же аэропорт приходилось ездить на МТЛБ (легко бронированных тягачах без оружия на борту). От банального расстрела таких колонн спасали только пара танков от соседней бригады. Но сепары знали, что такая колонна сильно не сможет дать в ответ и этим пользовались.
БТРы пошли в ход 17-го января. В самый разгар боев за аэропорт. Когда в ход пошло уже все, что могло двигаться. Из 30 БТРов двигаться могло 4. Они выдвинулись с целью обстрела метеовышки из крупнокалиберных пулеметов. Всадили "по направлению" весь боекомплект. В итоге 3 машины сломалось во время боя. Два человека погибло, один был ранен. На базу из 4 БТРов вернулся один.
Дальнейшая защита поселков вокруг аэропорта уже велась на колесной технике и МТЛБ. Проблема БТРов так и не была решена. На данный момент мы ищем пути ремонта БТР-70 и установки туда одного двигателя вместо двух. Пока решения не видно. Известные нам попытки заканчивались тем, что новый и более мощный двигатель рвал сцепки. Мы будем благодарны за любую информацию о том, как же можно сделать надежную боевую машину из этих развалюх.
Проблемы на этом не заканчиваются. Существующая колесная техника 90го бата относится к 3й и 4й категориям (5я категория - это уже "на списание"). За год войны она крепко поизносилась, зимой старенькие Уралы пректически не глушились выполняя работу за себя и за "того парня". В аварийном состоянии топливная, тормозная, электрооборудование, система охлаждения. Мы можем вырывать у них машины по 1-2 штуки на ремонт, поскольку батальон должен находиться в полной боеготовности, а транспорта и так практически нет. Вчера один хороший человек, с которым я познакомился на прошлых выходных, занес деньги на ремонт первого Урала (там проблемы комплексные, он бы вообще не на ходу). На очереди вся остальная техника.
Перед началом проекта по ремонту мы оценили его примерно в 500 000 грн и 4 месяца работы. Сейчас двигатель от первого Урала уехал на харьковское СТО и мы готовы браться за вторую машинку. Точнее за две. Запчасти для ремонта топливных систем мы уже берем, нужно будет сделать капиталку двух двигателей. Это примерно по 50 000 за машину. Сейчас тот редкий момент, когда это возможно.
Батальон комплектуется ребятами из 6й волны и временно не выполняет боевых задач. Ребята находятся в полной боевой, но по 1-2 машины могут отдавать на ремонт. Когда их снова кинут в бой - будет поздно.
Ремонт этой техники позволит сделать их по-настоящему высоко мобильным батальоном. На том, что у ребят есть сейчас - они не уедут даже на дембель. Я не говорю уже об обеспечении больших участков фронта, где солдатский муравейник должен работать как часы.
Если мы не сделаем этого - их снова кинут в бой на развалюхах и потери снова будут страшными. Но мы это сделаем. Я хочу, чтобы трагическая страница в истории 90го отдельного аэромобильного батальона закончилась. Они уже записали ее кровью ребят, которых кинули из учебки в донецкий аэропорт на этой рухляди.
Многие сейчас начнут справедливо перебрасывать ответственность на государство. Но история с БТРами на этом фото вам расскажет как все будет в итоге. Девиз ВДВ звучит так: "ніхто крім нас". Мы с вами друзья, к сожалению, находимся в той же ситуации.
Но мы починим их технику и все будет хорошо. По тому, что мы нация и за этот год мы научились побеждать. Если надо то вопреки государству.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки