Средневековые пытки над Тимошенко. Дьяволы победили
Один из ведущих британских режиссеров, экстравагантный гений Кен Рассел был настоящим мастером в плане выявления патологий личности и их гротескной репрезентации. Тема безумия влекла его с необычайной силой.
Рассел специализировался на документальных и художественных фильмах биографического характера, представляя смелую трактовку жизни и творчества известных людей (Байрона, Дункан, Дебюсси, Чайковского, Элгара). Особое внимание он уделял экранизациям произведений Д.Г.Лоуренса - «Влюбленные женщины», «Радуга», «Любовник леди Чаттерли». Экспериментировал с триллерами и другими жанрами.
Политика занимала второстепенное место в сфере интересов режиссера. Тем не менее, его ранняя драма «Дьяволы» (The Devils, 1971), чей сценарий основан на книге О.Хаксли «Луденские бесы», дает безошибочный диагноз власть имущим. В фильме блестяще показана типичная политическая манипуляция, к которой прибегнул кардинал Ришелье в целях устранения оппонента - священника Урбена Грандье. Этот служитель церкви выделялся оригинальными взглядами и вызывал неоднозначную реакцию как у сторонников, так и у противников. Он рьяно защищал родной город Луден - оплот протестантов - от вторжения армии короля, и следовательно, был неугоден.
Схема уничтожения Грандье проста. Воспользовавшись одержимостью влюбленной монахини, инквизиция объявила его колдуном и приговорила к сожжению. Как только казнь свершилась, крепостные стены Лудена рухнули, и город превратился в пепелище. Ришелье добился своего.
Во время просмотра меня преследовало неотвязное ощущение дежавю. Процесс над Грандье, базирующийся на изначальной виновности подсудимого, ничем не отличался от «судилища» над Юлией Тимошенко. Средневековый судья произносил фразы господина Киреева и компании. Весьма знакомыми казались искаженные физиономии «экзорцистов», которые сами нуждались в изгнании бесов.
Существуют некие константы, не зависящие от исторического контекста, ни от специфики конкретной страны. Они навязчиво повторяются и повторяются, и только в наших силах попытаться остановить их предсказуемое развитие.
Зло может сколько угодно рядиться в личину праведника, демократа или благодетеля нации, но от этого «дьявольская» сущность не исчезает. Определение «дьявол» употреблялось Расселлом не совсем в религиозном смысле. Скорее он подразумевал способность ущербных безумцев распостранять вред вокруг себя.
Когда я наблюдаю за глумлением над унижением Юлии Тимошенко и читаю «интеллектуальные» комментарии в духе «так ей и надо, воровке», невольно вспоминается финал упомянутого фильма.
Казнь Грандье сопровождалась народным гулянием. Многие получали удовольствие от бесплатного зрелища. Однако, услышав первые звуки взрывов, люди замерли. На их лицах проступило понимание: «дьяволы» победили, на кону стояла свобода всех, а не отдельного индивида. Не ожидает ли участь Лудена Украину? Очень скоро мы узнаем ответ.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки