Что осталось в сухом остатке марксизма
Мне (как и многим моим ровесникам) первые 25–30 лет жизни серьезно засирали голову марксизмом-ленинизмом. Так засрали, что какие-то его постулаты, даже против моей воли, стали для меня безусловными, так они тогда казались мне банально-очевидными.
Мне стоило большого труда избавиться от идеи о неизбежности классовой борьбы и вообще – разделения общества на классы. Я отказался от материализма и атеизма. Прибавочная стоимость перестала быть для меня доказательством эксплуатации человека человеком. Выяснилось, что это лишь премия за риск. Я уж не говорю о диктатуре пролетариата: она вызывает отвращение не только как садистская практика, но и как очевидная интеллектуальная глупость и натяжка.
Но сейчас я хотел бы остановится не на марксистских глупостях и мерзостях. А на том, что осталось во мне от марксизма. Что я по-прежнему считаю верным и фантастически прозорливым. То, что по-прежнему не перестает быть для меня некими важными базовыми принципами мироустройства.
Ну, во-первых, это вся гегелевская диалектика. Впрочем, это очевидно.
Второе, это вера в прогресс. Я по-прежнему глубоко убежден, что научный прогресс двигает историю и что наука и вообще – познание человеком самого себя и окружающего мира – не только делает жизнь лучше в узко утилитарном смысле, но и преобразовывает общество, меняет базовые человеческие отношения. И вообще, это то, ради чего Господь нас создал.
Третье, я верю в отмирание государства. Чем больше я живу, тем сильнее я убеждаюсь в том, что человечество движется к анархии. Но не к вульгарной анархии как к хаосу где каждый сам за себя, а к анархии, как способности к самоорганизации в данный момент и для конкретной задачи. Мне уже сейчас видно насколько государство – это архаичная, бессмысленная и довольно вредная для человечества конструкция.
Может я еще чего-то и забыл. Но это – главное. Буду благодарен, если кто-то дополнит мой этот мой перечень.
Конечно марксизм бессовестно компилятивен. И все эти идеи были им заимствованы из других учений. Но к его чести, нужно сказать, что марксисты сами об этом открыто говорили. И что не менее важно для меня: персонально я впервые эти идеи узнал из учебников о марксизме. Так они и остались в моей голове.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки