Разрыв военного сотрудничества Украины с РФ: кто пострадал больше
В августе прошлого года Петр Порошенко подписал указ, которым ввел в действие секретное решение СНБО. Единственный обнародованный пункт был "принять меры по прекращению экспорта в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования с целью их военного конечного использования Российской Федерацией, за исключением космической техники, которая применяется для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов".
И уже год СМИ в РФ усиленно разгоняют сигнал: "украинская оборонка не выживет без России". Но время идет, а умирать (несмотря на все сложности) оборонно-промышленный комплекс Украины не торопится. Наоборот, делает, пусть еще неуверенные и часто непрофессиональные, но шаги вперед. Да, они крайне медленные, но усиленная пропаганда на вечную тему "Украине не прожить без РФ" вызвана скорей попыткой скрыть собственные проблемы, возникшие после разрыва военного сотрудничества.
Сказать, что Украине далось легко это расставание с вечным партнером по производству вооружений, нельзя. Но другого пути быть не могло. Жаль только, что все призывы переориентировать оборонное производство и уходить от зависимости от РФ, которые звучали еще два-три года назад, остались либо неуслышанными либо намеренно проигнорированными. И резкое прекращение сотрудничества поставило на грань выживаемости ряд предприятий, например "Южмаш", а некоторых заставило в срочном порядке искать выход из ситуации.
Импортозамещение не может произойти мгновенно. Еще в декабре 2014-го госконцерн "Укроборонпром" отрапортовал, что замену нашли уже 30 % комплектующих из РФ. На сегодня эта цифра выросла всего на пять процентов и резкого скачка не будет. Ведь во многом зависимость осталась либо от запчастей, которые просто не производят в мире (учитывая другую систему вооружений), а налаживание собственного производства не может быть развернуто быстро. Либо от высокотехнологичных комплектующих, закупки которых уж слишком нам не по карману, а разработка в Украине - тоже процесс долгий и дорогой.
А что же в России? Как пережил разрыв отношений их ВПК? Картина там, даже по заявлениям местных аналитиков и экспертов не радужная. И это притом, что программы импортозамещения в РФ стартовали задолго до начала боевых действий и средства на это были выделены немалые.
Но уже в конце 2014 года Военно-промышленная комиссия России оценивала расходы "в несколько миллиардов долларов", не уточняя этих цифр. Такая туманность связана в первую очередь с серьёзностью возникших перед российской оборонкой проблем.
Хотя сначала звучали бравурные заявления зампреда Дмитрия Рогозина правительства РФ о том, что мол полный отказ от комплектующих из Украины обойдется дешевле "Мистраля" ($ 600 тыс.), а поставлялись чуть ли не болты с гайками: "По большому счету, все импортозамещение в военной области по Украине - это какой-то шнур, кабель, датчик, подшипник - мелкие комплектующие, которые начали производить еще при СССР. Тысячи разных комплектующих, но это всякая мелочь. Все старое, ничего нового и современного нет".
Забыли, правда, подробней рассказать об остальном. О производстве и обслуживании ракет, вертолетной отрасли, кораблестроении. В целом украинские детали использовались почти для 200 наименований военной техники РФ. И все эти проекты "приостановлены", "заморожены", "пересмотрены" и "переориентированы".
В июле на самарском заводе "Авиакор" остановилось производство самолета Ан-140. Причина - прекращение поставок комплектующих из Украины и невозможность их заменить. На очереди Ан-148, которые собирают в Воронеже.
Еще сложнее ситуация с производством вертолетов. Ведь сердце машины - двигатель - россияне получали из Украины, их производит "Мотор Сич". Потребность РФ 400-500 двигателей в год. И заменить их быстро просто невозможно. Установка других влечет за собой изменения конструкции вертолета, соответственно пересмотр всех проектов, а на создание своих уйдет немало лет. Вертолетный двигатель - это не "всякая мелочь", а высокотехнологичный агрегат стоимостью порядка миллиона долларов.
Еще один важный аспект - это газотурбинные двигатели. В огромном СССР их делали только в Украине. Из десяти боевых фрегатов, которые собираются на верфях в Калининграде и Питере, половина осталась без установок и проект тоже приостановлен. А для монтажа тех газовых турбин, что были получены, нет специалистов.
Еще полгода назад из-за украинских санкций в РФ свернули военно-космическую программу по производству ракет Рокот, которые должны были доставлять спутники на орбиту.
Уже очевидно, что провести в российском ВПК полное импортозамещение к 2017 году, как об этом не раз заявлялось, не удастся. Как бы кому не хотелось показать свою независимость от "маленькой" Украины.
Советское прошлое плотно связывает наши оборонные отрасли и указами его не вычеркнешь. Глупо утверждать, что в Украине после этого сложного "развода" в военном сотрудничестве всё благополучно. Проблем хватает, но украинская оборонка не умрет без РФ. Однако и чуда ждать не приходиться. Надо работать и работать, а не только красивые диаграммы рисовать. Ведь бумажными отчетами не повоюешь на фронте.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки