MENU

Помним имя каждого, у Украины нет неизвестных солдат

3582 1

За десять дней до празднования 24-й годовщины Независимости Украины обычная, казалось бы, публикация в социальной сети «Фейсбук» не только остановила бездушную бюрократическую машину государства, но и имеет все шансы заставить чиновников использовать эту вынужденную остановку, чтобы немного подумать. Гражданский активист и волонтер Дмитрий Гурин написал о планах Администрации Президента перестроить Мемориал неизвестного солдата в Парке Вечной славы в центре Киева. Президент говорил об этом вскользь еще на пресс-конференции 5 июня, но только в середине августа стали известны подробности. - По бокам от Вечного огня должны были появиться два новых захоронения неизвестных солдат, чьи останки, один над другим, были найдены накануне бойцами 79-й бригады. Одного, павшего во Второй мировой, и второго, погибшего совсем недавно, в войне с российскими террористами на Донбассе.

Как показало дальнейшее обсуждение, авторы этого проекта, в целом верно оценив символизм скорбной находки двух неопознанных тел защитников Украины из столь разных эпох, совершенно не отдают себе отчет в характере первоначальной концепции киевского Мемориала Вечной славы, в первую очередь, поставив во главу угла его, словами советника Президента Юрия Бирюкова, «протокольный характер», как «место, куда возят иностранные делегации». Реакция гражданского общества была однозначной, - Украина, ее столица не нуждаются в еще одном памятнике Протоколу; равно как и монумент Независимости Украины на Майдане, в числе прочих насмешливых прозвищ, называют еще и памятником Галочке, - той, ради которой все у нас в государстве делалось во все времена. Поспешность в этом вопросе неуместна. - Слово «памятник» (как и «мемориал») происходит от слова «память», а не «протокол»; иностранные делегации с венками вполне могут подождать, пока украинское общество придет к согласию, где и в какой форме память борцов за независимость и территориальную целостность Украины будет увековечена. По крайней мере, такое решение было принято Президентом, остудившим пыл своего советника и известного волонтера Юрия Бирюкова, публично выступившего в защиту неудавшегося проекта. - Проект мемориала защитникам независимости Украины будет вынесен на публичное обсуждение.

ДВЕ ВОЙНЫ

Мемориал Вечной славы был открыт 6 ноября 1957 года. Вдоль Аллеи погибших героев были захоронены останки 34 человек, участников освобождения Украины. Их тела были перенесены сюда с городских кладбищ, улиц и площадей городов и сел Украины, а также перезахоронены из нескольких стран Восточной Европы. А под 27-метровым обелиском захоронены останки неизвестного солдата, погибшего на Лютежском плацдарме, севернее Киева. А еще через несколько лет командующий Киевским военным округом маршал СССР Василий Чуйков факелом, переданным с Мамаевого кургана в тогда еще Сталинграде, зажег перед обелиском Вечный огонь. В духе советской концепции Великой отечественной войны, в полном объеме сохранившейся в наши дни в России и Беларуси, здесь были собраны останки лишь тех, кто воевал против Германии в составе Советской армии, для некоторых из которых Украина была лишь пустым звуком.

И речь даже не о том, что вдоль аллеи погибших героев покоятся уроженцы не только Украины, но и России, Грузии, Беларуси, Казахстана. Среди солдат и офицеров, отдавших свои жизни в том числе и за «освобождение советской Украины», здесь захоронены и те, кто получил награды и воинские звания за преступления не меньшие, чем преступления нацистов, осужденных Нюрнбергским трибуналом. Наиболее выразителен пример уроженца Подмосковья комиссара госбезопасности Алексея Жукова, после перевода в Украину из Астрахани в мае 1944 года «отличившегося» в борьбе с «бандитизмом на Западной Украине», - зачистках украинского подполья в районе Сарн, а до того отмеченного орденом Суворова за депортацию чеченцев и ингушей, обошедшуюся северокавказским народам по разным оценкам от 100 до 200 тысяч смертей, а также причастного к массовым репрессиям и депортациям представителей калмыцкого народа. Присутствие его захоронения в Мемориале героев Великой отечественной войны образца 1957 года вполне объяснимо и даже уместно, но захоронение рядом с ним праха героев АТО, а, тем более, закладка поблизости Мемориала павших борцов за независимость Украины, выглядит как оскорбление их памяти.

Пока живы последние ветераны той войны, пока примирение не завершено, Мемориал в Парке Вечной славы должен оставаться в неизменном виде. Наше поколение говорит о необходимости примирения украинцев, во Второй мировой волей судеб оказавшихся по разные стороны противостояния, но, в то же время, и о необходимости надлежащей оценки преступлениям обоих тоталитарных режимов, жертвой которых в той войне стали украинцы. Для украинцев, внесших решающий вклад в разгром нацизма, та война была выбором меньшего из двух зол, выбора, за который украинцы десятилетиями после окончания войны, и до сего дня продолжают платить миллионами жертв. И сегодняшняя война во многом является логическим следствием того выбора. Но можем ли мы сказать, что сегодня украинцы, защищающие независимость и территориальную целостность не чужой империи, а своего собственного государства, также сражаются за меньшее из двух зол? Возможно, эта интерпретация вполне логична для апологетов «зрады» и «третьего Майдана», но неуместна для Администрации Президента Украины. - Нет ничего опаснее, когда игры с прошлым затевают любители простых и быстрых решений, и счастье, что гражданские активисты смогли остановить чиновников за шаг до рокового решения.

НЕТ НЕИЗВЕСТНЫХ СОЛДАТ

И все же, в преддверие общественных слушаний зададимся вопросом, а каким быть новому Мемориалу, в необходимости создания убеждены все участники дискуссии. В первую очередь, сомнения вызывает сама концепция «неизвестного солдата». Она была вполне уместна во времена Первой и Второй мировых войн, в честь павших героев которых и загорелись немногим менее века назад по всему миру первые вечные огни. Тем более она была уместна в бывшем СССР, где наспех мобилизованных украинских крестьян без формы и оружия в дни Битвы за Днепр десятками тысяч сплошной человеческой массой бросали на минные поля и пулеметы. Не только мест захоронений, но даже имен погибших не донесла до нас бездушная армейская бюрократия тех лет. Миллионы безымянных могил, миллионы пропавших без вести, - весь газ Сибири не хватило бы сжечь во искупление вины за загубленные поколения.

Неопознанных тел, казалось бы, в век генетической экспертизы, немало и в этой войне. Виной тому и нежелание кровных родственников сдавать генетический материал на анализ, и нищета наших бюджетов, и бюрократическая нерасторопность, из-за которой у нас до сих пор официально не сертифицировано большинство реактивов для проведения экспертизы. Да и техническая отсталость, - возможность проведения генетического анализа даже по обгоревшим костным останкам сегодня нам кажется чем-то вроде научной фантастики. Честно признаем, быстро нам этих проблем не решить. И все же, приложив усилия, собрав средства, обратившись за помощью к сотням украинских генетиков, работающих в самых престижных научных центрах и лабораториях мира, мы имеем шансы установить имена абсолютного большинства найденных останков погибших. - Не нужно увековечивать неизвестного солдата этой войны. Лучший мемориал неизвестному солдату, чтобы не осталось ни одного неопознанного.

У войн нашего времени другая беда. В отличие от расходного материала российской «гибридной войны», мы знаем имена каждого из наших погибших солдат. Но очень часто случается, что мы лишены возможности захоронить их тела. - То ли в силу роковых случайностей войны, то ли из-за варварства противника, путем уничтожения тел скрывающего доказательства своих военных преступлений. В войнах нашей эпохи главная проблема, - сотни и тысячи пропавших без вести солдат и гражданских жертв. С этим раньше всех столкнулась израильская армия. В 2004 году на территории национального кладбища Израиля на горе Герцля в Западном Иерусалиме был открыт «Сад пропавших без вести героев», в котором увековечиваются имена тех, чьи тела не могут найти вечный покой в родной земле.

Не только герои этой войны, но и сотни тысяч жертв советской карательной системы, сотни тысяч борцов за независимость Украины из всех эпох лежат в чужой земле, в безымянных могилах. Благодаря открытым архивам, благодаря работе историков, мы постепенно узнаем их имена. Имена, которые заслуживают того, чтобы быть увековеченными в Мемориале. Чтобы и следующие поколения помнили имя каждого. Чтобы знали, у Украины нет неизвестных солдат.

Андрей ПЛАХОНИН


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини