The Washington Post: Три с половиной причины, которые заставят Россию уйти из Украины
9 августа 2015 года, представитель российского генералитета заявил, что в случае пересечения украинской армией установившейся «красной линии» или в случае, если Украина попытается вернуть Донбасс, Россия отреагирует с подавляющей силой. Это заявление якобы подтверждает официальную линию Кремля, которая заключается в установлении долговременного контроля над фактически оккупированной территорией Донбасса через поддержку жизнеспособности марионеточных республик ДНР и ЛНР.
Но чего же хочет Кремль на самом деле?
Вот еще одна теория. Согласно ей, президент России Владимир Путин считает оккупацию территории Донбасса временной, и оценивает ее надобность для себя с позиции учета затрат и выгод. И сейчас он приходит к выводу, что небольшие военные победы в Донбассе сгенерировали для него уже более чем достаточный политический капитал, позволяющий компенсировать возникающее у россиян из-за ухудшения уровня жизни недовольство.
А если он увидит, что его рейтинг все же падает, то согласится, скорее всего, на тактическое отступление с территории Донбасса на собственных условиях, и не будет считать такой шаг поражением. А возможные со стороны Киева попытки вступить в НАТО Россия сможет пресекать, сохраняя и используя для дестабилизации обстановки в Украине военную силу в Крыму.
Итак, три фактора, изложенных ниже наводят на мысль о том, что решительность намерения Путина любой ценой сохранить контроль над восточноукраинскими территориями на самом деле слабее, чем он это декларирует:
• Российское военное присутствие и оккупация территории Донбасса получила гораздо меньшую поддержку среди русскоязычных украинцев, чем Путин изначально, в 2014 году, предполагал.
• Украинское правительство обладает теперь гораздо большей властью в сравнении со временем начала конфликта. И может уже использовать свое влияние, чтобы заставить Путина отступить с Донбасса как можно раньше.
• Существуют убедительные доказательства, что долгосрочная цель Путина состоит в том , чтобы перевести конфликт на Донбассе в замороженное состояние, при котором активные боевые действия не ведутся, но этническая напряженность остается на высоком уровне, достаточном для возобновления военного конфликта в любой момент.
Вдобавок ко всему, отказавшись от Донбасса, Россия избавит себя от затрат на содержание оккупированной территории.
Давайте рассмотрим эти факторы детальнее.
1. Русскоязычное население Донбасса не приветствует оккупацию
Если Россия решит взять Донбасс под контроль на длительный период, она столкнётся с большими трудностями, поскольку империалистический стиль управления Москвы на самом деле там не популярен. Путин не ожидал массового сопротивления российской экспансии со стороны русскоязычного населения Восточной Украины, но именно это он получил. Ведущие украинские аналитики, среди них директор Международного института демократии Сергей Таран, утверждают, что Путин развернул военную кампанию после Крыма на Донбассе, рассчитывая на то, что русскоязычные жители будут приветствовать его, как освободителя.
Западные аналитики, оценивая ситуацию в 2014 году, опираясь на тенденции результатов опросов общественного мнения, уже тогда получили уверенность, что российское вторжение на Донбасс не получит массовой поддержки местного населения. Политологи из Оксфорда Пауль Чэйсти и Стивен Уайтфилд в 2014 году подсчитали, что отделение от Украины поддерживали всего 4-6 процента жителей Донецкой и Луганской областей. Опрос, проведенный ими в мае 2014 в Харькове, показал, что всего лишь 19 процентов его жителей одобряют российское вторжение.
Схожие результаты дал мониторинг, проведенный в Одессе, где население преимущественно русскоязычное. На то время политику Путина там поддерживало только 14 процентов населения . Несколько месяцев назад губернатором Одесской области был назначен бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, убежденный противник Кремля. Он успел уже набрать немалую популярность. Таким образом, неприятие путинской экспансии, растет. Жители Одессы не хотят себе судьбы Донбасса.
2. Смогут ли российские военные операции удерживать контроль над территорией Донбасса, уже не зависит от Путина.
Мало кто из аналитиков признает важную роль украинского правительства, которое скрытым образом влияет на формирование событий. С помощью системы силовых рычагов, пока не используемых, украинское правительство способно повлиять на выбор Путина в пользу отвода войск, а не потенциально катастрофической военной эскалации.
Необходимо принять во внимание тот факт, что российские войска стремительно заняли одни регионы Восточной Украины, но не смогли победить в других. Например, пророссийским силам удалось легко взять под контроль части Донецкой и Луганской областей, но в других городах, где большая часть населения также этнические русские, таких, как Днепропетровск и Харьков, поддержки они не получили. Первым успехам России отчасти содействовала плохая координация между украинским правительством и региональными олигархами, которые имели глубокое влияние на ход военных операций в своих регионах.
Лукан Вей, профессор университета Торонто и эксперт по бывшим странам СССР, в своем недавнем интервью агентству The Washington Post высказался в поддержку этой теории. Он считает, что первоначальные успехи России были частично обусловлены непониманием между киевским правительством и олигархом Ринатом Ахметовым.
Лукан Вей утверждает, что если бы Киев имел большее желание договориться с Ахметовым, экспансию российского наступления можно было бы остановить намного раньше, чем это удалось сделать. Если украинское правительство сможет извлечь урок из тех событий и создать более тесную координацию с региональными олигархами, то будет иметь больше силы для противостояния российской агрессии.
Есть и другие способы, с помощью которых украинское правительство может влиять на ход событий. Например, Киев может укрепить экономику страны, наладив более тесные отношения с Европейским Союзом и Китаем. Если это удастся сделать, Украина намного снизит зависимость от торговли с Россией, и увеличит капитал для производства вооружения, что поможет ей в значительной степени изменить соотношение сил в конфликте в свою пользу.
Украина также может дать отпор дальнейшей российской агрессии путем увеличения расходов на противостояние с Кремлем. Если Киев сможет скоординировать действия с региональными олигархами и повысит таким образом свою способность закупать оружие и технические средства у западных союзников и нарастит контртеррористические усилия в целом, на Донбассе будет гибнуть больше российских солдат. А это сделает отступление для Путина экономически и политически оправданным.
3. Путин хочет замороженного конфликта, который стоит меньше, а напрягает больше.
После распада Советского Союза Россия стала вторгаться в страны (теперь уже СНГ), имеющие, в частности, выход к южным морям, и применять при этом один и тот же стратегический шаблон: замороженный конфликт. Этот прием, скорее всего, будет применен и в Украине.
Чтобы увидеть, как работает такой подход, давайте посмотрим на то, что произошло в Приднестровье, небольшой территории на границе Молдовы и Украины.
В соответствии с Соглашением о прекращении огня, которое положило конец войне между Молдовой и Приднестровьем в 1992 году, Россия получила право разместить 2000 военнослужащих в Приднестровье. Дислокация российских войск на спорной территории сделала невозможным возвращение автономной области, как в состав Молдовы, так и в Россию. Молдова осудила такое российское военное присутствие как нарушение своего суверенитета и попрание международного права. Россия сопротивляется международному давлению, которое вынуждает ее вывести войска из Приднестровья, поскольку их присутствие там удерживает Молдову от вступления в НАТО.
Замороженные конфликты, как правило, возникают в результате раздела территорий в странах, охваченных укоренившимися этническими противоречиями. К 2014 году межнациональная напряженность в Украине якобы стала достаточно высокой, чтобы вызвать гражданскую войну. На самом деле, существенные доказательства говорят о том, что Россия искусственно разожгла этнические трения перед военной интервенцией, чтобы реализовать подготовительный этап конфликта, предшествующий «стадии замороженности».
Профессор Оксфордского университета, Рой Эллисон в своей книге "Россия, Запад и военное вмешательство" описывает, как Кремль в 2008 году, во время войны между Россией и Грузией, переполошил украинские власти тем, что начал выдавать российские паспорта крымчанам. А затем Путин использовал надуманную проблему «защиты русских» как предлог для ввода российских войск в Крым и на Донбасс. Факт упрощенной выдачи паспортов в 2008 году доказывает, что Россия составляла и реализовывала планы создания зоны замороженного конфликта в Украине долгое время.
Хотя методы, которые использовала Россия, нападая на Молдову и Украину, разнятся, она, скорее всего, будет использовать в отношении Донбасса стратегию «замороженного конфликта», отработанную в Приднестровье. Применение этой стратегии обусловлено наличием в обоих государствах этнических конфликтов и стремлением России сохранить обе страны в сфере своего влияния. Поэтому Кремль будет держать войска на границе с Украиной, даже если будет вынужден тактически уйти с территории Донбасса. Постоянная скрытая угроза будет такой же, как и в Молдове. Эта опасность будет подкрепляться постоянным присутствием России на Черноморской военно-морской базе в Севастополе.
Между тем, если Россия прекратит агрессию и переведет конфликт в стадию «заморозки», то сможет банально сэкономить, и немало. Надо учесть, что в конечном итоге Москве придётся субсидировать пенсии жителям Восточной Украины, а суммарная задолженность по этим выплатам на конец 2014 года уже составила $ 2,6 млрд. «Косвенный империализм» в такой ситуации становится гораздо более экономически выгодным.
Некоторые аналитики, специализирующиеся на изучении поведения российского руководства, впадают в истерику по поводу возможного начала новой Холодной войны. Они предполагают, что Донбасс войдет в состав новой Российской империи. Это мнение опровергают реалии на местах и тактика, которой придерживалась Россия после активной фазы военных интервенций, совершенных ею прежде. Все, чего хочет Россия на данный момент - это влиять на внешнюю политику Украины. А для этого ей дальнейшая территориальная экспансия не нужна.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки