Кто-то всерьёз считает, что народ Донбасса восстанет против «русского мира», если лишить его курочек «Наша Ряба»? - блогер
В украинской прессе постоянно появляются сообщения о том, как СБУ (или военная прокуратура) задержали очередных каких-то вояк за крышевание контрабанды через разграничительную линию.
Забавно наблюдать реакцию патриотической украинской общественности в блогосфере и на форумах.
«Мерзавцы! Пока герои проливают кровь, сражаясь с врагом, эти предатели с ним торгуют!»
Потом выясняется, что «герои» и «предатели» - это, в общем-то, одни и те же люди. Что один и тот же комбат мог весьма достойно отражать атаки лугандонов, а в период затишья - пропускать на подконтрольную им территорию фуры с товарами, за долю малую.
От этого у патриотической общественности происходит разрыв шаблона. «Да как же так-то? Когда ж они успевают так скурвиться? Вчера ж ещё героями были?»
Я это читаю - и думаю: они правда, что ли, такие наивные? Они серьёзно считают, что армия должна и может состоять то ли из святых, то ли из роботов, которые ну совсем никаких личных интересов не имеют?
Наверное, то обстоятельство, что Украина четверть века жила без войны - способствовало обретению каких-то... идеалистических представлений об этом деле.
У нас же, в России, после всей этой кавказской эпопеи, и школьники усвоили, что честный армейский офицер - это такой, который не продаёт своих солдатиков в рабство чеченцам. Кристально честный - такой, который вываривает патроны перед тем, как задвинуть местным. И абсолютно честный - такой, который отказывается пропустить за взятку камазы с до зубов вооружёнными боевиками.
Но о том, чтобы он отказался пропустить цистерну со спиртом или фуру с сахаром - речи, естественно, не идёт. Очень хорошо с его стороны, если он хотя бы досматривает груз на предмет оружия и взрывчатки. Но нельзя же требовать от людей невозможного?
Украинцы же негодуют: «Да мыслимо ли было, чтобы подобная торговля шла через линию фронта во Вторую Мировую?»
Ну, именно такая торговля - вряд ли мыслима. Просто не было близ фронта частных грузоперевозчиков ни с какой из сторон. Но стоило фронту стабилизироваться, и, несмотря на всю взаимную ожесточённость, замечательным образом начинался обмен между противостоящими войсками.
Мой дедуля, который прошёл от Сталинграда до Бреслау, рассказывал много забавных историй, как противники вступали в переговоры и торговые сношения: курево на шнапс, валенки на часы, всякое такое.
Готовы ли они были убивать друг друга? Да, разумеется. Но если конкретно сейчас затишье, у тебя кончился табак, а у парней из того окопа в ста метрах он есть, но нет, допустим, шоколада - почему не воспользоваться случаем? Убивать можно и потом, когда наступление начнётся.
Вообще, война - это своеобразная такая реальность. Лишь редкие люди могут постоянно испытывать такую ненависть к противнику, чтобы вовсе никаких дел с ним не иметь. У большинства же - быстро перегорает эта благородная, священная ярость, и они начинают думать о том, как получше обустроить своё житьё. Если для этого приходится вступать в сделки с противником - вступают, нарушая все мыслимые правила и уставы.
Ну и одно дело пулемёт свой махнуть на гармошку, другое - ящик пива, когда у вас оно в избытке, и не сегодня завтра его по-любому арта расхерачит, а сейчас душа просит музыки.
Говорят: «Ладно, пусть и бывало так в массовых армиях Второй Мировой, но это совершенно исключено в высокопрофессиональных войсках НАТО!»
Ага, да конечно! Какие коммерческие фортели вытворяют высокопрофессиональные войска НАТО - это уж Дядя Тёма знает не по мемуарам ветеранов, а по нашим оперативным разработкам.
Как они торгуют военным имуществом (горючка, одёжка-обувка, запчасти, карематы, провизия) - это просто феерично. Но, благо, они и снабжаются довольно неплохо, так что не последнее от себя отрывают, конечно.
Но в Афгане - они реально крышевали производство героина и организовывали трафик на самом высоком уровне. Это не байки. Если б проводить расследование по закону - там бы половину контингента пришлось укатать, от рядовых, охранявших плантации опийного мака, до генералов, гонявших целые Геркулесы с гердосом из Баграма в Слатину и Рамштайн.
Правда, не могу сказать, что мы их осуждаем за это. По сути, они решали три важные проблемы.
Во-первых, снабжение торчков качественным хмуряком по доступной цене. И его приток на рынок резко снизил остроту проблемы наркомании в Евразии, когда суточная доза оказалась сопоставима по цене с бухлом (то есть, лучшим решением могла бы быть только легализация, но и такое снижение цены очень благотворно сказалось на социальной ситуации, когда торчки оказались способны зарабатывать на дозняк каким-то необременительным трудом, а не разбоем).
Во-вторых, афганские элиты, вовлечённые в этот трафик, всё более проникались убеждением, что лучше торговать наркотой и кушать кавьяр, чем взрываться во славу Аллаха. И мафиозный картель - это всё-таки более цивилизованное явление, нежели секта религиозных фанатиков.
Ну и в-третьих, эти американские (и европейские) вояки повышали собственное благосостояние, получая дополнительный стимул к военной службе.
Вообще, это немаловажный аспект, мотивы и стимулы.
Человек - животное творческое. И какую зарплату ему ни положи, ему может быть скучно механистически следовать инструкциям и уставам.
В боевой обстановке - творческое начало хорошего командира реализуется в решении тактических задач. Но когда устанавливается затишье - эта умственная энергия требует выхода. Предприимчивость требует выхода. Хочется заняться каким-то бизнесом даже не ради денег, а чтобы чувствовать себя инициативным, разумным человеком.
Поэтому, нет никакого противоречия в том, что вояки могут грамотно и смело громить врага - а потом торговать с ним.
Ещё же немаловажный аспект такой прифронтовой торговли - это завязывание отношений с местными. Ничто так не сближает людей, как взаимное участие в торговых операциях. И этим надо пользоваться, а не бороться с этим.
Поэтому в вооружённых силах той Корпорации, к которой я имею честь принадлежать, не то что не запрещается торговля с местными (или с противником), но и всячески рекомендуется. Ведь в конце концов, это очень познавательно, как тебя пытаются вербовать, какой информацией интересуются. А лучше всего это делается через дельцов чёрного рынка, которые часто бывают двойными агентами, которых можно использовать и для получения сведений, и для слива дезы, да и просто для завязывания контактов, для снятия напряжённости.
Доходит до того, что некоторые наши особо «продажные» бойцы - сливают противостоящим группировкам даже боевое оружие и технику. Ну, эти бабуины просто цифр таких не видели, какие бывают в платёжных табелях наших бойцов, поэтому искренне считают, что делают «интересное предложение».
Эти оружие и техника продаются даже с бонусом, компактным и высокотехнологичным, о чём, правда, покупателя не ставят в известность. Он просто замечает, что его группы начинают как-то очень регулярно попадать в засады - и винит в том проклятие духов. Из чего делает вывод, что лучше с нами не драться, поскольку духи на нашей стороне :-)
Да много есть всяких увлекательных игр, ключик к коим - контрабанда и чёрный рынок.
Что до конкретно украинских вояк, пропускающих фуры за мзду - что они, собственно, плохого делают? Кто-то всерьёз считает, что народ Донбасса восстанет против «русского мира», если лишить его Черниговского пива и курочек «Наша Ряба»? А ничего, что там несколько сотен километров границы с Россией? Уж как-нибудь обойдутся «Старым Мельником» и «Петелинкой»! Вот только деньги будут уходить не в Украину, а в Россию.
Как по мне, вся эта возня с изобличением «предателей», пропускающих ахметовские (или ещё какие) фуры - не более, чем грызня за контроль над грузопотоками. Но смотрится это довольно некрасиво. Особенно, когда под раздачу попадают действительно заслуженные какие-то вояки, неплохо проявившие себя в боях.
Уж во всяком случае, не стоило бы придавать такую публичность их изобличению в контрабанде. Это выставляет армию сборищем героических воришек и стяжателей. Какова, собственно, и есть любая регулярная государственная армия - но зачем это афишировать так навязчиво?
Посмотрите на амеров: они начинают публичные расследования против своей армии по поводам не меньшим, чем какая-нибудь неспровоцированная бойня с десятком погибших цивилитиков. То есть, когда уже абсолютно невозможно замести сор под ковёр. Но чтобы публично судить каких-то солдатиков за то, что берут взятки на блокпосту? Если при этом они не пропускают террористов, если всё-таки делают различие, с кого и за что брать - то и слава богу. Это всё, что от них требуется.
И уж во всяком случае, такие расследования нужно проводить очень деликатно, чтобы не оскорблять людей, которые, вообще-то, жизнью рискуют. Нехорошо мешать их с грязью только потому, что они чуть-чуть погрели руки на вполне безобидной какой-то коммерческой активности.
На Украине же все корчат из себя святых, упиваются собственной праведностью и аскезой, обличают вчерашних соратников в «грехопадении» с пылом Мартина Лютера - и раз за разом оказывается, что вовсе не такие уж они альтруисты, что имеются у них и собственные интересы (странно, да?)
Как говорил один мой приятель, «Чтобы не разочаровываться в людях - для начала не нужно ими очаровываться, воображая себе хер знает что не от жизни сей».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки