MENU

Настоящие реформы в Украине должны начинаться сверху, - шведский экономист

4826 3

Все мы сходимся на том, что главная угроза Украине, после войны с РФ, разумеется, это коррупция. Но немногие согласны в том, как с ней бороться, хотя это должно быть не слишком сложно.

В 1998 году основной импортер газа из Украины, Игорь Бакай, заявил, что «все богатые украинцы заработали свои состояния на российском газе». Технология была проста. Украинский трейдер получал монопольные права на покупку дешевого газа у российского Газпрома (часто за счет российских же кредитов), а затем продавал его по максимально завышенной цене в Украине. Взамен трейдер должен был подкупать украинских правителей к выгоде Кремля. После Оранжевой революции 2004 года Бакаю пришлось бежать в Россию, но тенденция продолжилась.

В 2013 году энергетические субсидии обошлись Украине в 8% ВВП. Но украинское правительство может одним росчерком пера уничтожить этот ключевой источник коррупции, уравняв цены на газ. Киев сделал две трети из необходимого 1 апреля 2015 года. К первому апреля 2016 года правительству нужно завершить этот процесс.

Государственные предприятия, которые еще не были приватизированы, являются еще одним источником коррупции. 1 883 государственных предприятия Украины не приносят прибыли, зато убытки страна от них несет весьма ощутимые. Государственному бюджету пошла бы на пользу приватизация этих компаний, так как сейчас страна просто позволяет могущественным людям «сидеть на трубе». Эти операторы запускают руку в доходы государственных предприятий через цены трансфера и транспортировку при помощи собственных компаний. Украине нужно продать бедные, бездоходные предприятия как можно быстрее через открытые аукционы с минимальными условиями. Тем не менее, десятки энергетических и инфраструктурных компаний представляют реальную ценность, и их показатели нужно улучшить через разумное корпоративное управление.

Несколько «серых кардиналов» в парламенте контролируют эти ценные госпредприятия. У каждой партии есть пара таких личностей, которые занимаются сбором денег для финансирования затратных избирательных кампаний и доплат парламентариям. Этих людей наконец начали разоблачать, что, вероятнее всего, приведет к их уходу из парламента. Новые законы должны ограничить политические партии государственным финансированием, а сами парламентарии будут вынуждены раскрывать свои истинные доходы.

Но наиболее масштабной проблемой в Украине является невероятно коррумпированная правоохранительная система. Из 18 000 прокуроров и 10 000 судей лишь немногие, возможно, остались честными. В бывшем КГБ, теперь известном как Служба безопасности Украины, 4 000 сотрудников обязаны бороться с коррупцией, но вместо этого они с нее кормятся.

24 сентября посол США в Украине Джеффри Пайетт пожаловался в Одессе на «неспособность Генерального прокурора Украины успешно бороться с внутренней коррупцией в стране. Вместо того, чтобы поддерживать украинские реформы и противостоять коррупции, коррумпированные сотрудники Генпрокуратуры только ухудшают существующее положение, открыто и агрессивно противостоя реформам».

Все эти прокуроры, судьи и офицеры СБУ должны быть уволены. Именно так поступили успешные реформаторы - Эстония и Восточная Германия. Более того, их слишком много. На основе опыта других стран можно заключить, что четверти от нынешнего количества будет достаточно. Таким образом, зарплаты оставшихся можно будет учетверить без увеличения затрат.

Украинцы осознают масштаб проблемы. В сентябре 2014 года украинский парламент принял закон о люстрации, но Запад не согласен с таким подходом, жалуясь на коллективное правосудие и игнорирование опыта ЕС. Больше всего их в этом поддерживают те самые коррумпированные судьи и прокуроры.

Вместо люстрации западные правительства активно настаивали на создании трех антикоррупционных служб, ни одна из которых, похоже, не станет достаточно сильной или хотя бы большой. В относительно законопослушной Латвии аналогичный орган пытался привлечь к ответственности главного олигарха страны с 2006 года - безуспешно. Если это не удалось в Латвии, то в куда более коррумпированной Украине не удастся тем более.

Иронично смотрится на этом фоне патрульная полиция. Туристы любят делать селфи с новыми патрульными, треть из которых женщины. 2 000 сотрудников начали с нижней ступени пирамиды, в которую входит 152 000 полицейских. В первые два месяца 28 человек уволились.

Серьезные реформы должны начинаться сверху. Коррупцию можно победить, отказавшись от неравных цен, неприемлемых государственных субсидий, коррумпированного политического финансирования. Украинские правоохранительные органы должны быть очищены, коррумпированные сотрудники - люстрированы. Вместо них нужно набрать новых профессионалов. Брюсселю нужно обратить внимание на опыт некоторых стран, недавно вступивших в ЕС, а не пытаться изобрести велосипед.

Андерс АССЛУНД

Оригинал статьи на сайте Atlantic Council


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини