Карикатуры на крушение А-321 в Египте. Как в соцсетях реагируют россияне?
Кремль считает кощунством карикатуру Шарли Эбдо на крушение нашего аэробуса в Египте. Перевозку тел пассажиров в черных мешках в грузовом отсеке, ночную перегрузку в вагон-рефрижератор, опознание в страшном морге на севере Петербурга и другие бесчеловечные по антуражу процедуры кощунством Кремль не считает.
Само отношение к умершим в России антигуманистично, вся похоронная сфера предельно бесчеловечна - где находятся и как выглядят эти здания, как организованы процедуры, что чувствуют родственники в этот момент. Вот это проблема. А не карикатуры. Ну и еще большая проблема, разумеется, что и почему произошло с самолетом...
И что бы делали в Кремле без Шарли Эбдо? Как бы переключали сейчас внимание? И вообще, показательно, что российская власть обращает внимание на художников-карикатуристов в тот самый момент, когда спецслужбы США и Великобритании всерьез опасаются новых терактов.
У множества россиян карикатуры, опубликованные в другой стране на незнакомом языке, вызвали бурю возмущения.
Спасибо, что Песков дал нам, наконец, куда излить боль и негодование по поводу разбившегося лайнера. Французские карикатуры - это, конечно, первое, что должно нас в данной ситуации волновать. И второе.
Россияне повторяют "Ну, кто теперь Шарли?". Правильно ли я понимаю, что теперь террористы, расстрелявшие художников, вопрошающими оправданы?
Очередная партия оскорбленных карикатурами Charlie Hebdo вызывает у меня раздражение. Это вообще сейчас модный тренд в России - оскорбляться; хлебом народ можно не кормить, только дай оскорбиться.
Очень не люблю, когда простые люди не понимают формата. Этот журнал занимается политической карикатурой. Жанр такой есть, к сведению, и имеет во французской печати давнюю традицию. Есть и другие жанры - вот опера есть, например, цирковое искусство, поэтический слэм, лекция по искусствоведению, перформанс, да много чего еще есть. Не любишь цирк - не покупаешь билет.
Не нравятся провокационные рисунки - не покупаешь журнал. Карикатура по определению малоприятная штука, она сделана так, чтобы задевать, тормошить, поднимать сложные вопросы и напоминать обывателю о серьезных темах. Что Charlie Hebdo последовательно делают: они даже над расстрелом собственной редакции "шутили" (если это можно именовать таким глаголом).
Когда случается авикатастрофа, то каждый реагирует в меру своего рода занятий. Например, священник служит заупокойную службу.
Президент страны немедленно обращается к своей нации (чего, кстати, не случилось). Судмедэксперт исследуют тела погибших. А карикатурист рисует. Это неприятно, и не должно быть приятно. Но это не глумление над трагически погибшими. Это такой жанр.
Тема чрезвычайно сложная. И, напряжение сохраняется. Люди не похоронены. Но, у меня взгляд близкий Вашему. Вот, что вчера я одному из друзей ответил: "Это плохо. Это провокативно. Однако, кто сказал, что карикатура должна вызывать непременную радость?
И даже в истории бывшего СССР были периоды крайне провокативных и явно не весёлых карикатур. Это плохо. Это провокативно. Но, мне кажется, это сделано, в том числе, и для того, что бы мы эмоционально не расслабились. Что бы это запало в душу. В сердце запало. Как произошло с карикатурой на ситуацию с несчастным мальчиком. Именно благодаря (во многом) этой карикатуре - мальчик остался и остаётся у многих в сердце. На сердце. В душе. Ибо это - реальная гуманитарная катастрофа. Да, это плохо, ибо это крайне провокативно. Но, может быть мы, кто не потерял своих родственников, может мы не будем так быстро забывать? Как забыли, по сути, Беслан и Норд Ост. А о заложенных в самолётах бомбах, взорванных двух российских самолётах - кто помнит? Ну? Какой это был год?
Сколько человек погибло? Кто виновен? Никто не помнит. Это плохо. Это - провокативно. Но, может благодаря этой карикатуре мы хотя бы в этот раз так быстро не забудем? Об этом не думали? Здесь же есть виноватый. Есть. Или - тот, кто взрывал. Тот, кто недооценил опасность войны в Сирии.
Нет? Или тот, кто выпустил самолёт, у которого отвалился хвост Нет? Так, может, такая цель у этих карикатур, а? Что бы отдложилось? Что бы не замолчали? Что бы не забыли. Что бы мы потребовали от власти сделать нашу жизнь лучше и безопаснее. Нет?"
Чувство вкуса. Шарли Эбдо нарисовал, как сверху, на головы ИГИЛ валятся российские ноги, руки, жопы, оторванные головы, кишки... и прочий ливер.
Подпись к рисункам: Русские бомбят ИГИЛ всем, чем только можно...
Это смешно? На мой вкус это ни хрена не смешно.
Могу ли я написать заяву в Парижскую прокуратуру, что они оскорбляют мое чувство юмора, по каковой причине журнал требуется закрыть? Да, написать могу.
После чего прокурор терпеливо прочтет мне лекцию о свободе слова, приведет статьи французской Конституции, гарантирующей право свободы слова, и посоветует с чтения Шарли Эбдо переключиться на мультяшных Тома и Джерри.
Россияне оскорблены карикатурами в Шарли Эбдо. Я оскорблена чем-то другим. Тем, что западные компании согласны летать в Шарм, если у пассажиров будет только ручная кладь. Что Великобритания организовала целую операцию по спасению английских туристов.
Что всему миру почти ясно, как бомба оказалась на российском борту. Между тем российские власти заняты сговором с египетскими властями по сокрытию это преступления. Российские эксперты собираются делать первые выводы через несколько месяцев.
Президент, который после уничтожения боинга над Донецком, выскочил в эфир прямо ночью, не нашел теплых слов для своих соотечественников. Война в Сирии продолжается, тела двухсот двадцати четырех человек в мешках сгрузили в рефрижераторы и ночью вывезли из Пулково.
Родственники погибших собирают какие-то немыслимые и ненужные документы. Сколько еще придется заплатить своими детьми - неизвестно. Я другой такой страны не знаю, где население не оскорбилось бы подобными фактами. Это кротость, граничащая со святостью. Мне не дано.
Давненько я не примерял мантию Капитана Очевидность. (для чего я это делаю? чтобы растолковать очевидное, само собой)
1) Лозунг «Я Шарли» не значит и никогда не значил безоговорочной поддержки редакционной политики и всех карикатур этого французского издания. Charlie Hebdo существует много лет, но лозунг родился только после варварского расстрела 12 членов редакции в Париже. Это лозунг в защиту не карикатур, а исключительно свободы слова как абсолютного принципа. «Я Шарли» говорит тот, для кого никакие (еще раз, медленно, по слогам: ни-ка-ки-е) карикатуры и шутки не могут служить причиной для убийства.
Если вы говорите «Я Шарли», это не превращает вас в читателя и подписчика Charlie Hebdo. Если вы говорите «Я не Шарли», это значит, что вы одобряете (или хотя бы понимаете) убийц карикатуристов. Если вы не определились со своим отношением к вопросу, или он вас не интересует вовсе, вы не выдвигаете никакого лозунга, а спокойно идете дальше по своим делам. Все элементарно.
2) Карикатура - не просто бессмысленная картинка, нарисованная из желания вас оскорбить. Это некое сообщение, зашифрованное в картинке. Давайте же прочтем его, раз уж картинка так вас взволновала. Карикатура №1 (с черепом) говорит нам об опасности русских лоукостеров. Дескать, летать на самолете с кокаином безопаснее. Вы меня извините, но у меня вся фейсбучная лента кишит такими же сообщениями: незачем летать всякими «Когалымавиа». В любом случае, в этой мысли ничего кощунственного не содержится.
Карикатура №2 (с обломками, падающими на террориста) говорит примерно следующее: Путин тратит деньги и силы на бомбардировки Сирии, а обеспечить безопасность собственных гражданских самолетов не в состоянии. Теперь представьте себе эту фразу в колонке любого умеренно оппозиционного российского СМИ. Вызвала ли бы она у вас сопротивление и возмущение? Сомневаюсь.
3) Выходит, содержание карикатур само по себе ничуть не оскорбительно - хотя можно признать его спорным. Дело в форме? Да, в России не принято делать материалом для сатиры события, которые мы считаем трагическими. Но у нас в стране из-за разного рода цензур вообще никогда не было политической карикатуры - а такие безусловно трагические события, как апартеид или война, поводом для карикатуры становились очень часто. Просто пострадавшая сторона там изображалась с симпатией. Точно так же обе карикатуры Charlie Hebdo никоим образом не являются издевкой над погибшими или их близкими - хотя критикуют перевозчика (в самом деле, не обеспечившего безопасность).
4) Предпоследнее и, возможно, главное. Вы не читаете Charlie Hebdo, вам не близок и неинтересен их юмор? Ок, никаких проблем. Не читайте - и не возмущайтесь. Они что, вам навязываются? Внимание, предлагаю операцию: зайдите на официальный сайт Charlie Hebdo и отыщите там возмутительные карикатуры. Получилось? У меня - нет. Если они там и вывешены, то найдут их только самые виртуозные поклонники журнала, к тому же, франкоговорящие. В любом случае, надо быть пристрастным читателем (то есть, атеистом и либералом со специфическим чувством юмора), чтобы самостоятельно до этих картинок добраться.
Теперь вспомните, откуда о них узнали вы. Рассказали доброжелатели? Так обратите свои претензии к ним! Простой пример: представьте, кто-то сунул вам в ленту порнографическое видео или фото. Кто в этой ситуации вызовет ваше неудовольствие - подсунувший или артисты самой порнографии? Будете ли вы кричать, что мужчины и женщины с той неприличной фотографии - бесстыжие скоты, и жаль, что их не расстреляли исламисты? В общем, опомнитесь и поговорите с теми, кто растравляет свои и ваши болячки, копаясь в свежем номере Charlie Hebdo и подсовывая вам их карикатуры.
5) При всем вышеизложенном у вас есть полное право возмущаться карикатурами журнала Charlie Hebdo. Я же возмущаюсь песнями Стаса Михайлова. Просто мне не придет в голову кричать на каждом углу, что они меня оскорбляют, и хорошо бы какой-нибудь террорист Стаса поскорее взорвал. Я просто их не слушаю.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки