Гельмут Шмидт: ему было что сказать, и нам повезло иметь возможность его слушать
Умер бывший немецкий бундесканцлер Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt, 23.12.1918 – 10.11.2015). В последние годы его пару раз показывали по центральному телевидению Германии. Было удивительно наблюдать, как он здраво излагает, ведет свою линию в разговоре, и в целом чувствуется опытный политик, который многое повидал.
Да, возможно нам не нравились его выводы или аргументация, но давайте просто подумаем, что мы успели застать человека еще из той эпохи.
Что связывает нас в Первой мировой войной? По большому счету ничего. А Шмидт родился сразу после ее окончания, сразу после свержения последнего немецкого кайзера.
Детство – это Веймарская республика. Много ли кто о ней помнит сегодня? А все эти картинки из Ремарка – это его картинки из страны его детства.
Третий Рейх, самое начало – ему 13 лет. Человек уже всё понимает. Он отслужил в армии еще до начала Второй мировой.
Война. Он там был с первого дня. То бывшему Папе Римскому, то какому-то послевоенному писателю закидывают, что он был в Гитлерюгенде. А он был в армии на фронте, получил Железный крест (видимо за блокаду Ленинграда). Воевал и на Восточном, и на Западном фронте. Войну закончил в плену старшим лейтенантом в апреле 1945. Типичная карьера для любого послевоенного политика, который где-то да воевал.
Интересный факт. Как служащий Министерства авиации он получил разнарядку пойти на показательный судебный процесс против заговорщиков 20 июля, которые организовали покушение на Гитлера. От похода он отказался, но все эти люди были его современниками.
Кстати, недавно были найдены рекомендации в его личном деле тех времен. Помните, как в "Семнадцати мгновений весны" нам зачитывали за кадром сухие фразы "беспощаден к врагам Рейха", "характер нордический"?
Шмидта тогда описали так: einwandfreie nationalistische Haltung (безупречная националистическая позиция) и Nationalistische Haltung tadelfrei (националистическое отношение безукоризнено).
Типичные описания в личных делах тех времен. А теперь представьте, что на эти вопросы он отвечал еще полгода назад! Кстати, поразительно, что он даже глубоко после 90 лет ходил на телевизионные программы.
Журналисты говорили с ним в последнее время все громче обычного, чтобы он слышал вопрос. А он слышал, постоянно курил и отвечал поразительно здраво и быстро. Часто в его глазах даже читалось: "Пожалуйста, не кричите. Я и так слышу..."
Кстати во время войны он женился в далеком 1942-м году. Прожил в браке долгих 68 лет и очень стойко отвечал на вопросы про нее еще долгих пять лет после ее смерти.
После войны пошел учиться на экономиста (1949), карьеру бюрократа начал в родном Гамбурге (1949–1953). В 1953 впервые попадает в Бундестаг, куда с перерывами будет избираться до 1986 года.
Сразу после войны пошел в СДПГ, где дорос до места в Бундестаге. Интересно, что в 1958-м году, сразу после воссоздания Бундесвера, он принял участие в военных учениях. Его обвинили в "милитаризме" и выгнали из руководства фракции СДПГ в Бундестаге. В итоге с 1958 по 1961 числился депутатом Европарламента.
Далее партийная карьера, сенатор в Гамбурге, председатель фракции СДПГ в парламенте, и первая общегерманская должность – конечно, министр обороны (1969–1972).
Министр экономики и финансов (1972–1974). А потом сменил Вилли Брандта на посту бундесканцлера и руководил долгих восемь лет до 1982 года, когда его сменил Гельмут Коль.
В итоге его пути с СДПГ разошлись, и в 1986 году он уходит из большой политики.
Еженедельнику Die Welt повезло заполучить его как соиздателя в свою команду. Еще долгие годы он принимал участия во всяких программах, семинарах, политических клубах.
Обычно политики уходят из политики, когда им уже нечего сказать. Он ушел из большой политики почти 30 лет тому назад, но продолжал говорить, и его слушали. До последнего каждое его интервью можно было разбирать на цитаты. В 1995 он говорил быстро, четко, умно и остроумно. Он мог сходу ответить шуткой или сарказмом на любой вопрос. А потом мог также серьезно описать свое видение мира в нескольких предложениях.
Мы могли с ним соглашаться или нет, но он столько видел, что имел право на любое свое мнение. А еще он курил.
Это сейчас политики курят все меньше, мы даже сходу и не скажем курит тот или иной политик, а его называли "последний открытый курильщик Германии". Он курил везде и на всех интервью. Иногда казалось, что он делает это специально. Нет, не специально. Он просто курил две пачки в день.
И он ходил на телевизионные передачи. Казалось, каждый год было ясно, что ARD или ZDF пригласят его на какое-то ток-шоу и он там будет говорить.
Вряд ли кто-то из немецких политиков еще сможет позволить себе говорить столько, сколько он. И вряд ли кого-то будут слушать с таким интересом, как его.
Ему было что сказать. От последних теней кайзеровской Германии, через Веймарскую, нацистскую, послевоенную, европейскую Германию до самых наших дней. Ему было что сказать, и нам повезло иметь возможность его слушать.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки