Франция и Германия теряют влияние в ЕС. Кто их заменит?
Между Францией и Германией намечается крупный раскол, угрожающий их влиянию в ЕС. Кто в таком случае получит их долю влияния в ЕС? Об этом пишет ETCETERA.MEDIA.
Экс-министр внутренних дел Великобритании Рой Дженкинс в 1977 году стал президентом Еврокомиссии. Он был поражен тем, насколько Западная Германия (во главе с Гельмутом Шмидтом) и Франция (во главе с Валери Жискар д’Эстен) заботились друг о друге. В те дни две центральные державы Европы сумели разобраться в личных разногласиях и использовали общее влияние для формирования повестки дня Евросовета. Но это время прошло.
Раздор
Время координированных действий Германии и Франции осталось в прошлом. Сегодня все обстоит иначе: во многих вопросах политики обе страны открыто противостоят друг другу. Одна страна хочет прервать бесконечные переговоры по Brexit, другая готова продлить их. Франция поддерживает создание единой европейской армии и готова действовать, даже если некоторые страны ЕС не согласны с этим. Париж хочет продолжить интегрировать еврозону, чтобы подготовить ее к следующему кризису, а Берлин выступает против этого.
Новые союзники
Чем больше расширяется ЕС, тем больше он теряет влияние на международной арене и сталкивается с более сложными проблемами. Руководство ЕС пытается создать видимость единого фронта. Но возникает множество новых расколов: старые правоцентристские и левоцентристские объединения больше не руководят Европой. На выборах в Европарламент в мае 2019 года консерваторы стали наиболее успешными в центральной и юго-восточной Европе. А в Скандинавии правят социал-демократы.
Читайте также: ЕС будет укреплять свое влияние в мире
Между тем, новые либеральные и "зеленые" фракции в парламенте получили поддержку севера и запада Европы, в то время как правые популисты наиболее успешны на востоке и юге. В этих обстоятельствах и с развалом франко-германского союза три страны становятся все влиятельнее: Испания, Нидерланды и Австрия.
Мадрид
Испания под руководством недавно избранного левоцентристского премьер-министра Педро Санчеса является преданным союзником Франции под руководством президента Эммануэля Макрона.
Педро Санчес
Санчес надеется сделать Испанию новым третьим партнером во франко-германском союзе. У Мадрида хорошие отношения с другими странами юга Европы, такими как Италия и Греция, и не менее хорошие – с Германией.
"Канцлер Германии Ангела Меркель была очень счастлива, когда поняла, что может открыто говорить с испанским премьер-министром", – говорит аналитик по внешней политике Испании Мигель Отеро-Иглесиас.
Амстердам
Нидерланды под руководством Марка Рютте имеют тесные связи и с Меркель (как сторонники "ястребиной" политики еврозоны), и с Макроном (как приверженцы срочных мер в отношении изменения климата).
Марк Рютте
Нидерланды оказали влияние, организовав "ганзейский" альянс против фискальной интеграции, которую продвигают Макрон и Санчес. В этом у Рютте есть союзники по всей скандинавской и балтийской Европе.
Вена
Недавно правительство Австрии рухнуло из-за коррупционного скандала, но свергнутый канцлер Себастьян Курц, похоже, снова придет к власти на выборах в сентябре 2019 года.
Себастьян Курц
Под его руководством небольшая альпийская страна стала мощным голосом в европейских дебатах по вопросам иммиграции и посредником в компромиссах между либеральными западными государствами ЕС и их восточными партнерами.
Новая Механика
Все три страны имеют тесные связи с Францией и Германией и могут формировать коалиции государств-единомышленников в своих частях Европы.
Читайте также: Меркель: Европа должна противостоять трем крупным мировым конкурентам
Одним из примеров новой механики стала недавняя дискуссия в ЕС о сокращении выбросов углерода до нуля к 2050 году. Сначала Германия не желала этого, но Нидерланды и Испания заключили союз с Францией. Это подтолкнуло Германию к принятию решения. Затем в игру вступила Австрия, за которой последовали некоторые государства Центральной Европы. Нидерланды, Испания и Австрия вместе «продавили» решение в 18 странах (первоначально его поддерживали только 8 государств ЕС).
Газовые гиганты
Испания, Нидерланды и Австрия слишком разрознены в своей политике, чтобы действовать как блок. Вместо этого, по отдельности или в различных комбинациях, они могут помочь французам и немцам создать новые коалиции. Такова сегодняшняя изменчивая европейская политика, где коалиции объединяются, вступают в силу, а затем снова растворяются.
Неизвестно, сохранят ли эти три страны свое нынешнее влияние. Их место могла бы занять более проевропейская Польша. В любом случае – "старый мир" господствующего франко-германского блока больше не существует.
Политолог Жиль Финчельштейн ввел для этого специальный термин. Когда-то, утверждает он, европейская политика состояла из "твердых" силовых блоков. Затем, после падения Берлинской стены, они стали "ликвидными". Сегодня наступила "газовая эра", в которой политические коалиции на короткое время собираются вместе, как клубы дыма, а затем снова разрываются. Такие газообразные группировки будут определять политику Европы в ближайшие годы.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки