MENU

Украинские «копанки» контролирует Саша «Стоматолог»

424 0

Бурный рост добычи на так называемых малых шахтах нарушил равновесие в украинской энергетике. Крупные производители, столкнувшиеся с трудностями сбыта, винят во всем полулегальных угледобытчиков, которые благодаря экономии на налогах могут продавать топливо гораздо дешевле. Эпизодические рейды милиции и активистов способны на некоторое время парализовать работу малой шахты, а в исключительных случаях привести к ее ликвидации.

В основном, в копанках трудятся люди пенсионного возраста, которых уже не берут на крупные предприятия. Приблизительная выручка копанки за год составляет около 18-20 млн. грн. За смену шахтер получает 120 – 150 грн. В среднем, три шахтера копанки добывают за смену около 5 тонн угля.

Легализовать малые шахты, на первый взгляд, непросто. Помимо спецразрешения на добычу, нужен добрый десяток документов. Самая проблемная бумага – акт о выделении земли. На практике все не так сложно. Большинство этих бумажек предприниматели покупают в обход официальных каналов. Стоимость разрешения Госгеослужбы доходит до $100 000. Хотя формально лицензия обходится в несколько десятков тысяч гривен – в зависимости от оценки запасов на данном участке.

В начале года Госгеослужбу возглавил выходец из Донецка Валерий Дудинов, до того руководивший компанией «Инвестиции и развитие» народного депутата Игоря Гуменюка. Его предшественники на этом посту – нынешние министр экологии Олег Проскуряков (стоял во главе Госгеослужбы с мая по декабрь 2012 года) и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий (находился на этом посту с декабря 2010 года по апрель 2012 года). Угледобытчики говорят, что без личного разрешения Ставицкого не выдается ни одна лицензия.

Кустарная добыча угля на Донбассе началась еще в 1990 годов, но в промышленных объемах копанки стали разрабатывать уже в 2008 году. Первое время копанки соответствовали своему названию, представляя собой обычные ямы рядом с заброшенными шахтными выработками. Импульс «отрасли» придало подорожание российского газа, а с середины 2000 г.г. крупные генерирующие компании начали замещать газ углем, а в 2009 году прекратили использовать газ как топливо. Есть спрос – будет и предложение. Скупкой угля с копанок занялась компания «Центр развития угольной промышленности Донбасса». Эту фирму в 2007 году основали Иван Полтавец, сын министра угольной промышленности Виктора Полтавца, и Юрий Солод, муж Наталии Королевской, которая тогда была близка к премьеру Юлии Тимошенко. Согласно проведенных журналистами расчетов, объем добычи в нерегулируемом секторе возрос в 2008 году в пять раз и превысил 3 млн. тонн.

Установлено, что предприятия, входящие в сферу влияния семьи Королевской, продавали уголь с копанок обогатительным фабрикам под видом бытового угля.

Механизм, запущенный в 2008 году, действует и сегодня. Уголь в грузовиках свозят на «площадку». Один из подобных перевалочных пунктов занимает примерно половину гектара. Как правило, у ворот никаких опознавательных знаков. Территория огорожена высоким деревянным забором, за ним – кучи угля, стоит экскаватор и несколько грузовиков.

С площадок уголь идет или на обогатительные фабрики, где его очищают от примесей, получая на выходе так называемый концентрат, или на более крупные площадки, к которым подведены железнодорожные пути, откуда его развозят конечным потребителям без дополнительной очистки. Уголь, добытый вручную, как правило, более качественный, чем на больших шахтах, где в угольной смеси велика доля пустой породы.

В прошлом году, по данным Минэнергоугля, добыча угля в стране возросла на 5%, до 86 млн. тонн. Всю зиму крупные угольные компании жаловались на трудности со сбытом и затоваривание: к концу 2012 года на складах электростанций скопилось 3,9 млн. тонн угля. Причина – бурный рост добычи в нерегулируемом секторе, где себестоимость и конечная цена заметно ниже, чем в белой угледобыче.

Крупные компании – государственный «Уголь Украины» или ДТЭК Рината Ахметова – продают топливо по 1000 гривен за 1 тонну. У «малых» производителей тонну угля можно купить за 300–400 грн. Сразу возникает закономерный вопрос - почему такая разница? Да потому, что себестоимость угля на малых шахтах гораздо ниже, чем на крупных легальных предприятиях, так как добыт он, в основном, без уплаты налогов и затрат на социальное обеспечение работающих шахтеров.

Как оценить объем производства в нерегулируемом секторе? Официальная статистика противоречива, и именно это помогает понять масштаб проблемы. В прошлом году конечные потребители – электростанции, население, металлурги, трейдеры, экспортеры – закупили 59,4 млн. тонн угля и концентрата. Такие данные приводит портал «Энергобизнес» со ссылкой на статистику Минэнергоугля. Объем же реализации угля шахтами и обогатительными фабриками, по данным того же министерства – 50,9 млн. тонн. Разница – 8,5 млн. тонн готовой угольной продукции, или примерно 10,5–11 млн. тонн в пересчете на добычу. . Минэнергоугля никоим образом не комментирует расхождения в официальной статистике.

Есть и другие оценки. Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец утверждает, что только в Донецкой области действуют более 2000 копанок. Если каждая из них добывает хотя бы по 5 тонн угля в сутки (а это крайне консервативная оценка), то лишь Донецкая область производит 3–3,5 млн. тонн «неофициального» угля ежегодно.

Необходимо отметить, что дешевое топливо идет на государственные энергогенерации «Центрэнерго» и «Донбассэнерго». Углем их снабжают фирмы «Траст Инвест», «Укрвостокснабжение» и «Консалтинг кэпитал», зарегистрированные в 2012 году. По данным «Вестника госзакупок», в 2012 году они заключили с государственными энергокомпаниями контракты на поставку 5,7 млн. тонн угля по средней цене 925 гривен за 1 тонну. На 2013 год «Центрэнерго» и «Донбассэнерго» законтрактовали у «Траст Инвеста» и «Укрвостокснабжения» 8 млн. тонн угля.

Телефон, указанный в учредительных документах «Траст Инвеста» и «Консалтинг кэпитал», фигурирует также в регистрационных данных компании ДРФЦ, управляющей пятью обогатительными фабриками в Донецком регионе. Есть основания полагать, что летом прошлого года ДРФЦ перешла под контроль структур, близких к президенту корпорации «Менеджмент ассетс компани» (МАКО) Александру Януковичу – старшему сыну главы государства Виктора Януковича.

Структуры МАКО экспортируют уголь через зарегистрированную в Швейцарии MAKO Trading SA. По данным таможни, в 2012 году фирма «МАКО Трейдинг» экспортировала около 200 000 тонн угля. Уголь для экспорта, компания МАКО закупает у фирмы «Топрегионактив», которая «не связана с группой МАКО отношениями контроля». Эта донецкая фирма зарегистрирована на жителя города Родинское Донецкой области Максима Качуру. Телефон, указанный в учредительных документах фирмы, такой же, как у «Траст Инвеста» и «Консалтинг кэпитал».

Ассоциация «Донбасский расчетно-финансовый центр» создана в 1998 году. Ею руководил депутат Донецкого облсовета, впоследствии депутат Верховной рады (2006–2012 годы) Эдуард Прутник, который был близок к тогдашнему донецкому губернатору Виктору Януковичу. В 2010 году Прутник ушел из угольного бизнеса и потерял влияние на ДРФЦ. Организация была преобразована в ПАО «ЦОФ «Комсомольская» – по названию одной из обогатительных фабрик, входящих в ассоциацию. 25% акций «Комсомольской» принадлежит государству, остальные – ООО «ДРФЦ», созданному в 2009 году. ООО контролируется офшором Sarone Holdings Limited с Британских Виргинских островов.

Участники угольного рынка указывают на то, что ДРФЦ контролирует Александр Янукович. Cоветник министра энергетики и угольной промышленности Сергей Кузяра косвенно подтвердил эту связь летом прошлого года в беседе с репортером Forbes. На вопрос о его деловых связях с Александром Януковичем Кузяра ответил, что общается с МАКО и ДРФЦ лишь как представитель министерства.

Еще до того, как владельцем ассоциации через одноименную компанию стал виргинский офшор, ее совладельцем была «СПС групп», занимавшаяся поставками мебели и предметов интерьера для президентского поместья «Межигорье». Номер телефона ЦОФ «Комсомольская» тот же, что в записи о регистрации частного предпринимателя Андрея Федорука. До того как стать председателем Донецкого облсовета, Федорук возглавлял корпорацию МАКО.

 

 

ua-economics

 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини