MENU

Клименко расширяет полномочия налогового ведомства

1367 18

Государство хочет лишить бизнес возможности выводить прибыль из-под налогообложения с помощью трансфертного ценообразования. Контроль над такими операциями осуществляется во многих странах, но украинский закон может оказаться одним из самых жестких. Чтобы получить в бюджет миллиарды гривен, налоговики готовятся начать отслеживать все операции на сумму свыше 50 млн грн. При этом мониторинг коснется как сделок внутри страны, так и с территориями низкого налогообложения. Если в законопроекте не появятся четкие механизмы контроля и оспаривания, бизнес опасается оказаться под угрозой доначислений и штрафов.

Принятие правительственного законопроекта N 2515 о введении контроля над трансфертным ценообразованием (ТЦО) затягивается. Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной рады еще в апреле рекомендовал его к принятию, но до сих пор документ не был рассмотрен даже в первом чтении. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский уверен, что процесс затягивается искусственно. "Слишком велика цена вопроса, нормы затрагивают большую группу интересов. Хотя в мировой практике такой контроль существует давно, для нас это ново, резонансно и революционно",— отмечает он, предполагая, что крупный бизнес до сих пор ведет переговоры о смягчении правил контроля. По оценкам партнера PricewaterhouseCoopers (соавтор законопроекта) Вячеслава Власова, под контроль государства могут попасть операции от 10 до 20 финансово-промышленных групп.

Смысл контроля над трансфертным ценообразованием состоит в попытке правительства определить реальные цены товаров в сделках между связанными лицами с тем, чтобы ликвидировать механизм оптимизации налогообложения. "Есть два связанных предприятия. Одно производит продукцию, второе продает конечному потребителю. Если эти две компании принадлежат одному и тому же лицу, то по разным причинам одному из них может оставаться больше прибыли,— поясняет господин Власов.— Если это международная транзакция, то причиной может быть более низкая ставка налогообложения: прибыль выводится туда, где ставка налога ниже". Государство же заинтересовано в том, чтобы налог был уплачен в Украине, где находится производство.

По оценке министра доходов и сборов Александра Клименко, ежегодно через связанных лиц из страны выводиться 100 млрд грн. "Схема вывода капитала однозначно будет перекрыта",— уверена глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. "Этап дикого накопления капитала в Украине пора заканчивать. И благодаря предложенным нормам проведение экспортных операций через страны с низкими ставками сократится",— считает генеральный директор "Укрметко Лтд" Валентин Макаренко.

Закон позволит контролирующим органам отслеживать все операции объемом свыше 50 млн грн между связанными лицами внутри страны, а также сделки с резидентами стран с низким уровнем налогообложения. Речь идет о территориях, где ставка налога на прибыль на пять процентных пунктов ниже, чем в Украине. Глава "Украинской аграрной ассоциации" Владимир Макар отмечает, что предложенный порог контролируемых операций станет чрезмерным бременем и для налогоплательщиков, и для налоговиков. По оценкам его ассоциации, только по внешнеэкономическим контрактам количество операций, подлежащих проверке на ТЦО, составит 12 тыс. в год. Поэтому на первом этапе следует установить порог в 200-250 млн грн с дальнейшим снижением в течение трех-пяти лет до 50 млн грн. "Если повысить порог до 200 млн грн, количество операций уменьшится до 2 тыс.",— говорит он. "Практика применения подобных норм в России показала — очень важно, чтобы с самого начала в сферу контроля не попало слишком большое количество предприятий,— говорит руководитель департамента налогового планирования Group DF Владимир Диденко.— В противном случае ни контролеры, ни бизнес не смогут справиться с такой нагрузкой".

К тому же бизнес считает желание установить контроль над операциями со странами с низкими налогами вмешательством в экспортную деятельность предприятий. "Покупая товар в Швейцарии, украинский бизнес будет обязан доказать справедливость цены, а на практике это может оказаться невозможным",— говорится в выводах общественной коллегии при парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. По мнению господина Макара, контроль коснется внешнеэкономических отношений с резидентами стран, где ставка налога составляет 8-14%: Болгарии, Венгрии, Иордании, Ирландии, Лихтенштейна, Черногории, Швейцарии, Туркмении и других. Тем не менее заместитель директора по экономике и финансам "Украгрохимхолдинга" Игорь Трофименко считает, что норма не повлияет на объем экспортных операций, потоки просто будут переориентированы.

Сомневается бизнес и в целесообразности контроля внутри страны. Вот например в пресс-службе СКМ Рината Ахметова считают, что в случае коррекции налогооблагаемого дохода возникнет право на пропорциональную коррекцию расходов. А это — нулевой результат для госбюджета. "К тому же не надо забывать, что затраты на администрирование самого процесса будут значительными и для контролирующих органов, и для бизнеса",— добавляют в СКМ. По словам Юлии Дроговоз, нормы о контроле сделок внутри страны и с резидентами льготных налоговых территорий — ноу-хау. Получив такие данные, контролеры могут "захлебнуться" информацией, ведь чтобы выявить схему, необходимо обработать огромный массив данных.

Особое опасение бизнеса вызывают размеры штрафов. За неподачу годового отчета о контролируемых операциях до 1 мая предусмотрен штраф в объем 5% от суммы операций, за непредоставление дополнительной информации — штраф в размере 100 минимальных зарплат (более 110 тыс. грн). "Штраф не просто высокий, а убийственный. Это дополнительная административная нагрузка для бизнеса",— заявил Владимир Диденко. Внушителен и объем документации. Вначале было предусмотрена необходимость подачи копий первичных документов, от чего в министерстве уже отказались, но сохранили за собой право их требовать. Бизнес также недоволен внушительным сроком проверок — до года, и предлагает сократить его до полугода. Александр Клименко настаивает на сохранении этих норм, чтобы у бизнеса не было соблазна уклоняться от уплаты налогов, а вероятнее это делается для того, чтобы налоговикам было проще манипулировать уровнем взяток. Кроме того, предлагаемые сроки проверок — даже меньше, чем в мировой практике (где они длятся до нескольких лет).

Отсутствуют и четкие критерии определения источников информации, по которым налоговые органы будут сверять цены. "Эти источники должны быть доступны всем. Если министерство ссылается на информацию, то у плательщика должен быть доступ к ней и наоборот. В мире, например, пользуются информацией от Amadeus, Bloomberg, но, если будут контролироваться цены внутри страны, то вряд ли в их базу попадут отечественные предприятия",— говорит Юлия Дроговоз. Каким образом будет учитываться специфика предприятий, бизнес-стратегий, наличие различного оборудования и технологий даже при производстве идентичного товара для определения контролируемых цен, бизнес пока также не знает.

Контроль над ТЦО необходим, но эксперты считают законопроект "недоработанным". Вначале предлагалось определить датой вступления закона в силу 1 июля 2013 года, но, очевидно, что ее придется перенести. "Минимально необходимый срок — шесть месяцев. Спешка, которую мы видим, абсолютно неуместна,— считает господин Диденко.— Подготовительный переходный период крайне необходим как для бизнеса, так и для контролирующего органа, которому необходимо нанять и обучить компетентный персонал". В "Украинской аграрной ассоциации" оптимальным переходным периодом считают один год. Игорь Трофименко указывает на возможные проблемы. "Прописаны пять методов оценки цен, но плательщик может определить метод, по которому цена за товар составляет $100/т, а инспектор — другой, где стоимость — $200/т. Каким будет порядок разрешения конфликтов в контролирующих органах и судах? Внятного ответа не прозвучало. И, хотя в министерстве пообещали не доводить дела до судов, статистика показывает, что налоговые и судебные органы не всегда готовы применять либеральную трактовку норм Налогового кодекса",— отмечает господин Трофименко.

Исходя из этого, депутаты намерены ко второму чтению существенно доработать документ. Прежде всего внутри страны должны контролироваться операции, если связанные лица являются субъектами внешнеэкономических операций или одна из сторон имеет убытки или льготы. Кроме того, планируется запретить инспектору применять метод определения цены, который не совпадает с методом, выбранным плательщиком, а также установить централизованный подход к проведению проверок, снизить размеры штрафов и установить двухлетний мораторий на их применение. Предложено, чтобы закон заработал с 2014 года в отношении сделок на сумму свыше 200 млн грн. "Мы будем рекомендовать это парламенту, но комитет — не истина в последней инстанции. Депутаты сами примут решение",— заявил глава комитета Виталий Хомутынник.

Господин Забловский уверен, что закон примут до начала июля, поскольку есть "политическая воля". Однако, что бы ни было принято в парламенте, контролирующие органы будут трактовать нормы в свою пользу. "Ни один из наших законов не применяется напрямую, то есть превалирует политика двойных стандартов, а правыми всегда оказываются контролирующие органы. С учетом отсутствия специализированных судов по данному вопросу, оспорить будет сложно, и не останется ничего другого, как уплатить доначисления",— резюмирует Валентин Макаренко.

 

 

 ua-economics

 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини