Как украинские СМИ, сами того не осознавая, "работают на оккупанта"
Война, которую ведет против Украины Российская Федерация, недаром называется "гибридной". Она включает в себя не только военные, экономические и диверсионные действия, но и серьезную пропагандистскую составляющую. После аннексии Крыма Владимир Путин награждал в Кремле российских "журналистов" боевыми орденами и медалями. Информация - это боевая единица. Кому, как не строителю нового рейха, это знать.
Принято считать, что российская пропаганда - это поток информации, направленный на украинских граждан с тем, чтобы убедить их в привлекательности "русского мира". Вторую часть пропагандистского потока составляют всевозможные вбросы и фейки, цель которых - держать общество в постоянном напряжении, балансирующим между "зрадой и перемогой". Вот уже два года, как украинцам кажется, что российской пропаганде надо противопоставить контрпропаганду - пропаганду украинскую: рассказать правду, убедить в привлекательности украинской национальной идеи, побороть страх и недоверие. Мы настолько заигрались в "войну миров", в борьбу пророссийской и проукраинской пропаганды, что абсолютно забыли, с чем же мы на самом деле имеем дело. Что же представляет из себя такое явление, как пропаганда?
Пропаганда (лат. propaganda, дословно - "подлежащая распространению вера") - форма массовой коммуникации, направленная на распространение фактов, аргументов, слухов и иных сведений, для формирования общественного мнения и целей, преследуемых пропагандистами.
Целью Кремля, - и это не тайна, - является уничтожение независимости Украины, демонтаж украинской государственности, которую российский лидер назвал "историческим недоразумением". Для этого необходимо выполнить ряд задач: лишить украинцев способности к сопротивлению, деморализовать и дезориентировать их, обесценить идею целостности и незыблемости украинских границ, и самое главное - не дать сформироваться четким целям и задачам, которые ставил перед собой украинский народ, создавая независимую демократическую европейскую Украину.
Таким образом, пророссийская пропаганда, что бы она в себя не включала, направлена на осуществление тех целей, которые ставил перед собой Кремль, развязав войну. Но пропаганда - это не только факты и выгодная Путину трактовка. Это в первую очередь система верований, тщательно создаваемая с одной целью: подчинить свободных мыслящих людей определенным стереотипам, сформировать у них "правильное" мировоззрение, через которое будет проще осуществлять влияние. Пропаганда ведется для того, чтобы управлять массами, а не для того, чтобы заставить их поверить в какую-то особую правду. Ложь - только средство. Цель же - влияние на умы и поведение.
Российская пропаганда опасна для нас уже тем, что основана на привычных нам советских штампах. Поэтому распознать "вражеский элемент" не всегда представляется возможным. Украинцы, и это неоспоримый факт, подвергаются пророссийской пропаганде, не два года, и даже не двадцать, а гораздо дольше. Веками Кремль преследует одни и те же цели: захват все новых территорий и расширение империи.
Задачами Украины в освободительной войне является четкое понимание целей противника, противодействие им и формирование своих контрцелей. А также создание новой системы ценностей и мировоззрения, которые выведут украинский народ из-под атаки российских пропагандистов.
Пытаясь "рассказать обществу правду", украинские информационные источники, порой сами того не осознавая, служат пропагандистским целям врага. К примеру, часто в украинских СМИ можно видеть опросы, мнения людей, проживающих на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. Вы никогда не задумывались, почему аналогичные опросы "украинских граждан", транслируемые в российских СМИ - сплошь подделка? Потому что пока мы воюем за "чистоту журналистских стандартов", они воюют с нами.
Итак, некая тетечка или дядечка с перекошенным от злобы лицом выкрикивает в камеру российские пропагандистские штампы о хунте, карателях, "чего вы к нам пришли?". Как реагирует на это обычный украинский гражданин, помогающий армии, следящий за новостями, принимающий активное участие в жизни страны? Как реагируете на это вы? Шок. Неприятно видеть. Сразу возникает мысль: "Господи! Там же все такие! Ну ладно, не все. Но точно большинство".
После этого следует логичный вопрос: "Ради чего мы там воюем? Кого мы освобождаем?" Разве подобные мысли, вызванные созерцанием носителя российского геббельс-вируса, не служат целям Кремля? Разве они не заставляют украинцев сомневаться в том, стоит ли бороться за Донбасс и Крым, если они населены ненавидящими нас людьми? Подобные vox populi деморализуют.
Сомнения относительно того, стоит ли вообще освобождать Крым и Донбасс, возникают потому, что мы до сих пор подвержены влиянию советских стереотипов. Один из них заключается в представлении, что оккупанты - это обязательно "фрицы с автоматами", а местное население - сплошь партизаны, ждущие освобождения.
Суть в том, что на Донбассе, в Крыму, Киеве и даже во Львове есть множество людей, которые прокричат в украинскую телекамеру одни и те же слова. Но оккупация - это акт агрессии против государства, существованием которого мы все дорожим. Агрессор пришел на нашу землю, развязал войну, причинил бедствие. Что должна сделать уважающая себя держава? И при чем здесь мнение жителей Донбасса и Крыма? "Зеленые человечки", гиркины-стрелковы, гиви-моторолы пересекли наши границы и вторглись на нашу территорию. Если бы враг прошел через западную границу, или со стороны Белоруссии, мы и в этом случае, исполняя свой гражданский долг, должны были бы дать ему отпор. Мнение местных жителей относительно того, кто кому каратель, не имеет к этому факту никакого отношения. Они интересны как антропологическое исследование, но не являются информацией, отражающей реальность.
Вторым интересным моментом, который муссируется в нашем медийном пространстве, является абсолютно правдивая информация о том, что определенные регионы страны настроены пророссийски. Многочисленные социологические опросы, проведенные еще до сепаратистских бунтов, показывают, что какой-то, достаточно весомый процент людей в определенных регионах, всегда высказывался за присоединение к России. Исходя из этого факта, украинцы часто объясняют себе происходящее на Донбассе и в Крыму. Ошибка заключается в том, что то, что произошло в Крыму - это преступление. То, что продолжает происходить на Донбассе - это преступление, увеличенное в геометрической прогрессии. Поэтому говорить об оккупированных территориях стоит как о преступных анклавах, а не как о некой местности, где проживает большой процент приверженцев русского, а скорее советского культурного кода.
Попробуйте ответить себе на вопрос: "Российский наемник, приехавший на Донбасс "убивать укропов", рассчитывая таким образом отработать кредит на квартиру или подзаработать деньжат, или местный житель депрессивного поселка, или бывший милиционер, прокурор, чиновник... Что стало мотивом для принятого им решения воевать против Украины на стороне России? Его пророссийская позиция, тоска по советской юности или то, что он готов совершать преступление за деньги? "Русский мир" - это религия для маргиналов, для людей, лишенных моральных барьеров. Объясняя поведение преступников их принадлежностью к той или иной культурно-исторической общности, мы невольно подтверждаем посыл российских пропагандистов, утверждающих, что "любовь к России и Путину компенсирует любую мерзость".
Проблема Украины не в том, что очень весомое количество ее граждан испытывают ностальгию по СССР, или желают приобщиться к путинскому миру, а в том, что они считают, что из-за "их пророссийской позиции" им позволены любые преступления против Украины и украинцев. Акцентируя внимание на стереотипе "свои-чужие", мы упускаем основной принцип цивилизованного общества - неприкосновенность личности, имущества и свободы.
Примеров "подыгрывания врагу поневоле" можно привести еще много. Это и "толерантный словарь", где для оккупантов и их приспешников отыскиваются "необидные" определения: "российские власти Крыма", "ополчение Донбасса", и гуманизация врага в разгар войны - "Они ведь тоже люди", и навязывание - один из способов манипуляции массовым сознанием - мысли о том, что цель Украины есть прекращение войны, хотя исходов у любой войны может быть только два: победа, или поражение. Не выкристаллизовывая у общества желание победить, его подсознательно толкают к поражению. Пытаюсь показать "два мнения", "правдивую картинку", мы невольно транслируем "имперский бред" - пропагандистские российские месседжи. Таким образом, "работать в пользу оккупанта" могут даже те СМИ, граждане и эксперты, которые и не подозревают об этом.
Примеров можно привести еще много. Суть одна. Единственное, с чем мы можем и должны бороться, это с целями Кремля, которые нам прекрасно известны. Единственное, за что мы можем держаться - это за собственные цели, цели украинского народа.
Единственное, о чем мы должны помнить , это о том, что гибридная война России против Украины, при всем разнообразии и изощренности ее методов, это война целей. Где их цель - уничтожить нас. А наша цель - выстоять и победить.
Контрпропаганда в условиях гибридной войны - это, в первую очередь, восстановление причинно-следственных связей, четкое отражение реальной сути происходящих событий. Восстановление логики выводит из состояния бреда и разрушает лживую картину мира, навязанную пропагандистами.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки