Почему люстрация была невозможной в России
Очень часто высказывается мнение, что многие беды современной России связаны с тем, что при Ельцине не удалось провести люстрацию. Дескать, в послевоенной Германии была проведена полномасштабная люстрация и денацификация, а в России - всего лишь робкая попытка декоммунизации, но без люстрации. И вот поэтому, мол, бывшей партноменклатуре удалось остаться у власти, перекрасившись сначала в демократов, а потом в патриотов, националистов, державников.
Это, в общем-то, правильная точка зрения, кроме одной важной детали: Люстрация была абсолютно невозможной в посткоммунистической России.
А причина в том, что, в отличие от Германии, РФ была империей, находившейся на стадии постепенного распада. Кремлю было не до люстраций, нужно было сохранить территориальную монолитность страны. К сожалению, сейчас многие об этом забывают.
Представьте себе: Россия расползается по швам, а вы, вместо укрепления народного единства, начинаете делить общество на "своих" и "врагов". Это во много раз ускорило бы распад страны.
Когда Татарстан решил провести референдум о суверенитете в марте 1992 года, республика подверглась беспрецедентному нажиму со стороны центра. Ельцин выступил с 9-минутной речью по ТВ, предрекая "кровопролитие" в результате этого народного волеизъявления.
А Конституционный суд РФ признал референдум незаконным. В других регионах началась "цепная реакция" аналогичных шагов в сторону большей автономии или даже независимости.
В Сибири и на Дальнем Востоке местные газеты всерьёз обсуждали будущее государственное устройство независимой Дальневосточной Республики. Свердловская область провозгласила себя Уральской Республикой. Начался "парад суверенитетов". Регионы вводили в обращение суррогаты денежных единиц в виде талонов, шли разговоры о выдаче местных паспортов и т.п.
В такой ситуации, проведение люстрации было утопией. Оно лишь добавило бы элемент нестабильности в условиях начавшегося распада империи. Именно по причине "ползучей децентрализации," кремлёвской элите понадобилось привести к власти человека, который мог бы остановить процесс дезинтеграции империи. Выбор пал на Путина, хотя любой другой человек на посту президента был бы вынужден "закручивать гайки" с целью предотвращения распада страны.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки