Почему большая приватизация окажется малой
В любом случае грядущая приватизация едва ли поправит дела в украинской экономике.
В этом году Украина собирается получить от приватизации около 17,1 млрд грн. Именно такая цифра заложена в план доходов бюджета-2016. Ещё в мае 2015-го правительство приняло постановление №271 о так называемой большой приватизации. Согласно документу, с молотка должны уйти около 300 госпредприятий. Так как в прошлом году практически ничего продать не удалось, все планы перенеслись на текущий год. Но вопросов к планирующейся приватизации от этого меньше не стало.
Диссонанс вызывает даже сравнение перечня Кабмина с планами поступлений от приватизации. Главная изюминка приватизационного списка - Одесский припортовый завод, который стоит около 5 млрд грн. Но на продажу выставлены ещё теплоэлектростанции, энергораспределительные компании, угольные шахты, предприятия АПК и даже банки. При этом одни лишь энергокомпании с ТЭС вместе с ОПЗ должны стоить не менее 20 млрд грн.
Бросается в глаза ещё одна особенность постановления №271. В основном на продажу выставляются остатки пакетов акций, которые государству не удалось продать ранее. Это может быть как 0,01%, так и больше 50%. В любом случае на рынок попадают компании, у которых госдоля меньше 100%. Значит, они уже находятся в сфере частных интересов иногда даже нескольких украинских бизнес-групп.
Настоящая драка может начаться за 78% акций Центрэнерго, Одесскую, Николаевскую и Херсонскую ТЭС. При открытом и честном подходе их можно продать за суммы, которые в несколько раз превышают стартовую цену. Но так как в этих городах размещены бизнесы олигархов, идея контроля над городским энергообеспечением наверняка сделает их главными участниками приватизационных конкурсов. При этом у указанной категории покупателей есть две проблемы - слабая ликвидность и падение стоимости украинских активов, под которые можно было бы взять кредит на новые покупки. Это повышает риск приватизации на невыгодных для государства условиях.
Следы ориентации на иностранных инвесторов в списке компаний, конечно, есть. Но им в первую очередь могут быть интересны предприятия АПК. Тем более что сейчас у украинских фермеров вряд ли есть средства для оплаты крупных покупок в АПК, а внимание олигархов, как правило, сконцентрировано на промышленных объектах.
Минагрополитики внесло в список практически весь "резерв": и сахарные заводы, и винодельческие компании, и предприятия, специализирующиеся на племенном скотоводстве, и комбинаты хлебопродуктов. При этом с частью объектов возникнут объективные проблемы. К примеру, оценить стоимость многочисленных совхозов, предприятий по разведению скота и даже рыбхозов очень и очень сложно. Их стоимость часто зависит от объёма земель, которые находятся в использовании предприятия, от месторасположения, от урожайности почв и т. д. Второй минус приватизации предприятий АПК именно сейчас - это пик падения цен на продовольствие и системный экономический кризис в Украине.
Возможно, именно по этим причинам Фонд госимущества и Минэкономики оттягивали приватизацию в 2015 году и очень медленно раскачиваются сейчас. Ведь становится понятным, что в приватизации государство намеревается сделать ставку на олигархов, откровенно пытаясь выманить у них деньги на покупку акций тех компаний, в которых они уже участвуют. Не последняя, но всё же второстепенная роль отведена иностранцам, которым, похоже, пытаются сосватать агробизнес.
В любом случае грядущая приватизация едва ли поправит дела в украинской экономике. Планируемые 17,1 млрд грн - это всего лишь $0,7 млрд. В 2005 году повторная продажа Криворожстали принесла в бюджет несоизмеримые $4,79 млрд. По нынешнему курсу это почти 125 млрд грн. Так что будущая распродажа не сможет ни оказать большого влияния на объём золотовалютных резервов, ни существенно пополнить бюджет страны.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки