Настоящий патриотизм: пора создавать свое, а не ностальгировать и запрещать
Спасибо певице Земфире за повод поговорить о том, что такое патриотизм.
Я вырос в русскоязычной семье. Родители мне не пели колискові и читали не Тараса Григорьевича, а Ганса Христиана Андерсена. Гордиться нечем, но было как было.
В школе я скучнел во время разговоров о патриотизме. Мне нравилась группа Queen - ее я понимал. А разговоры про «лани, степи і сади» не понимал. Наверное, потому что никогда их не видел (в городе-то).
Но о любви к Родине в школе говорили постоянно, строго и требовательно. Советские стихи и обряды на линейках были переведены на украинский язык. А я, простите, не знал, как именно ее нужно любить, зато любил поиграть в футбол во дворе - это да.
Теперь мне почти 30-ник и я, кажется, понял - проблема в том, что под словом «патриот» каждый понимает что-то свое.
И мое «свое» не всегда такое, как их «свое». Это нормально, кстати.
Если откинуть фальшивых патриотов, я вижу 3 большие группы:
- ностальгический патриотизм;
- патриотизм борьбы;
- проектный патриотизм.
Ностальгический патриотизм
Это тот самый школьный вариант. Люди любят страну прошлого, вспоминая, как же раньше было здорово-то. Здорово, конечно, практически никогда не было, но память она такая.
Отсюда вся эта милая аграрность школьных учебников: солом'яні стріхи, хатинки у садочку, туга і думи. До сих пор там задачки в основном сельскохозяйственные. Они клевые, но совершенно непонятные моим детям: про збирання врожаю, саджання городини, вимітання хати и т. д. Зато там нет задачек про «Сережа купил два 3D-принтера».
Мы так много говорим о реформах, но не делаем их, вероятно, потому, что нам так трудно представить себе будущее, не похожее на прошлое. А будущему наплевать: ты либо запрыгнул на подножку, либо наблюдай за тем, как уезжают надежды.
Прошлое нужно помнить. Но оно должно направлять, а не тормозить развитие.
Патриотизм борьбы
Это любовь к своей стране через борьбу за идентичность. Я в целом за. Но, к сожалению, патриотизм борьбы часто вырождается в отрицание чужого, а не создание своего.
Запретить все русское (книги, например, вау), составить расстрельный список артистов (не забыть певицу З.), отказаться от иностранных слов (никаких вам «селфи»), запретить гомосексуализм, биткоины, все чужое и непонятное.
Патриоты борьбы придают огромное значение символам: знакам, памятникам, храмам, флагам, жестам, взглядам, словам. Для них очень важно, что о нас подумает чиновник из Германии, певица из России или маньяк из Канады.
Хорошие и искренние люди, но часто ведут себя как дети.
Проектный патриотизм
Это про любовь через создание пользы. Про проекты, делающие жизнь немного лучше: про талантливую навигацию, прогрессивные школы, клевые бары, кафе, современные научные центры, талантливые выставки, издательства, концерты, кино, магазины и т. д. Делать свое дело так хорошо, чтобы планка росла, а последователи уже не могли сделать хуже.
Лучшие дома в Киеве построили талантливые активные люди (не чиновники), а теперь мы наслаждаемся прекрасной архитектурой. Лучшие рестораны во Львове создали талантливые активные люди и теперь город не знает, что делать с таким потоком туристов.
Проектные патриоты не жалуются на государство, а убирают за своими собаками. Не перекрашивают аватарки, а закидывают деньги на лечение больных. Не обижаются на певицу З. или Coca-Cola, а развивают проекты.
Они экспериментируют, ошибаются и понемногу переставляют столбики вперед.
P. S. Я верю в то, что нужны все три вида патриотизма (но не против, если вы считаете иначе). Но у нас пропорция (на глаз) - 45/45/10. А значит, мы продолжаем ностальгировать и запрещать вместо того, чтобы создавать крутое новое свое.
Когда пропорция изменится до 20/20/60, в этой стране все будет хорошо. Она уже и меняется на глазах - прямо сейчас.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки