Большая смена кадров в маленькой Беларуси
Вчера советник президента Беларуси по экономическим вопросам Кирилл Рудый заявил, что в стране де-факто идут реформы. Причём, дескать самые тяжёлые и непопулярные меры уже предприняты.
Действительно о том, что в Беларуси подходят к реформам я писал достаточно давно. Первый текст на Хвыли, «Беларусь включается в региональную гонку реформ» вызвал бурю обсуждения. Старые знакомые из числа активистов Беларуской оппозиции писали мол «это статьи и концепции». Комментаторы в сети называли чуть ли не лукашистом. Время шло, Беларусь выскочила из -под санкций. Активизировала торговлю с ЕС. Да так, что возникает вопрос «так кто подписал договор об ассоциации?».
Менялась внешняя политика. Причём с достаточно рациональным выбором ключевых партнёров. Опыт Украины показал опасность балансирования на оси восток-запад. Или, точнее ЕС-Россия. В таком формате чтобы избежать «разрывания» государства между двумя силами или роли Фронтира нужно очень постараться. Беларусь делает всё возможное, чтобы в формулу с двумя переменными ввести новые аргументы. То есть центы силы, которые будут иметь свои интересы и достаточно влиятельны для мягкого намёка «не трожь маленьких». С одной стороны развивают отношения с США. Из стан ЕС выбрали Великобританию, которая традиционно имеет собственное мнение на процессы на континенте и «имеет в виду» мнение Брюсселя.
Кроме этого активно работают с Китаем. Как публично так и не очень. Вот лишь пару наиболее ярких примеров.
- Военный союзник РФ создаёт новую РСЗО «Полонез». Создаёт в тайне от Кремля. А испытания проводит в Китае. Потом «не особо афишируя» разворачивает производство данной системы вооружений. И там же начинает разработку тактических ракетных комплексов достаточно большой дальности.
- В конце 2015 года Беларусь вдруг и сразу навязывает контакты с таким государством как Зимбабве. Ничего личного - там много редкоземельных элементов и русские нашли месторождения алмазов. А дальше всё просто и красиво. Беларусь выкидывает компании РФ из бизнеса добычи алмазов. Естественно, опираясь на поддержку новых друзей в регионе - Индии и Китая.
Фантастика или амбициозные цели?
Но самое интересное прошло без должного внимания прессы. Совет Министров Республики Беларусь принял государственную программу устойчивого социально-экономического развития страны до 2030 года. Читая этот документ удивляешься. С одной стороны «нетипичности» для Беларуси части формулировок. С другой - знакомым тезисам. Которые озвучивал упомянутый господин Рудый. Вот лишь несколько ключевых особенностей из раздела «экономика»:
- Первый общий тезис - уже шок. Цитата «основа экономики - конкуренция и современные развитые институты рынка». Ни о какой «социально ориентированной экономике» ни о каком «государстве социальных благ» ни слова. Отброшено за ненадобностью.
- Озвучены планы реформирования беларуской науки. Которая должна стать «практикоориентированной». А по некоторым направлениям «занять лидирующие позиции» в мире. Ни больше ни меньше.
- Промышленность. То, что воспринималось как фантастика Рудого - уже планы. Беларусь изменит структуру промышленности. Ключевые роли должны занять высокотехнологичные, инновационные наукоёмкие бизнесы с высокой добавленной стоимостью. Совет министров страны не рассматривает в перспективе даже 15 лет сырьевые активы (переработка нефти, сельское хозяйство, калийные удобрения и т. д.) как ресурс развития страны. Кстати, в Украине до сих пор молятся на металлургов и аграриев. Но это так, лирическое отступление.
- Сельское хозяйство. Тут ещё более интересные тезисы. Это и внедрение генной нженерии и точечное земледелие и многое другое. Но самое главное - зональность производства и реабилитация земель.
- А наибольший шок вызывает вопрос земель. И тут «социалистическая Беларусь» может сделать революцию. Речь не о продаже. Рынок земли будет. Изменяется сам принцип, фундаментальный подход расселения населения и хозяйствования. Вот цитата «в части районов будет восстановлена хуторская система расселения».
Ну и дальше привычные и знакомые «создание электронного правительства», логистический хаб, новые и восстанавливаемые источники энергии.
Цели озвучены и приняты в виде государственной программы. Они, мягко говоря, амбициозны. Но под каждую цель нужны исполнители. И опыт боданий вокруг правительства Украины тому лишнее подтверждение. Нет людей, способных изменить систему - нет преобразований. Вот здесь наступает самое интересное. Поговорим о людях. Или о кадровой политике. Именно - скажет мне читатель - Лукашенко 22 года у власти. И его совковая номенклатура не способна думать по новому.
Совковая ли номенклатура «советской» Беларуси
Вернёмся к вопросу кадров. Они ведь по словам одного советского диктатора «решают всё». Судя по целям описанным выше, диктатор уже не советский. Да и диктатором его называют всё меньше. Хотя суть режима не изменилась ни на йоту.
Если сказать «беларуский чиновник», какие возникнут ассоциации? У значительной части пред глазами предстанет такой себе седовласый мужчина в годах и явно не спортивной фигуры. Подтверждения тому можно найти в старых фотографиях, до 2013 года. Новых групповых фото меньше.
А сейчас я напишу очень удивительную фразу. Типичный пример современного беларуского чиновника - относительно молодой квалифицированный управленец с хорошим образованием. Проявляется ещё одна черта (она пока не доминирует, но уже заметна) - успешный опыт работы в бизнесе. Естественно, не постсоветском.
Не верите? Я тоже не верил, пока меня не попросили проанализировать сферы влияния и группы способные принимать решения в беларуском руководстве. Собрал данные на руководителей министерств и ведомств начиная от главы департамента и до министра. Результаты поразили самого. Можно смело утверждать, что в Беларуси не идёт «обновление» кадров. Процесс более глобален. Идёт смена управленцев. Массовая. Приходит фактически новое поколение. Если ещё 3 года назад средний возраст беларуского чиновника уровня зам. Министра и выше превышал 56 лет, то сегодня «чиновник в годах» скорее исключение, чем правило.
Не буду голословным. Приведу данные по ключевым министерствам и ведомствам страны. Средний возраст (с округлением до года).
Большая кадровая революция, которую так не называли.
В конце 2013 года в Беларуси произошли изменения в Совете министров. Многие наблюдатели, да и я в том числе, отмечали, что фамилии новых назначенцев не вызывают негативных эмоций. Скорее наоборот, есть небольшой оптимизм.
Дальнейшее развитие событий и политика Беларуси показали, что новые управленцы знают своё дело. Страна вышла из-под санкций, получила доступ на рынки ЕС и США. Причём, говоря о европейском векторе, внешняя торговля Беларуси намного более эффективна, чем действия Украины. До такой степени, что задаёшься вопросом «кто же подписал договор об ассоциации?».
Однако, есть такая поговорка, «короля играет свита». Относится как к президентам, так и к министрам. Это заставило меня глубже взглянуть на процессы «внутри» руководства. И чем больше подбирал информации, тем больше удивлялся. Процессы 2013-16 годов можно назвать кадровой революцией. Сменилось практически всё руководство ключевых министерств. От министра до руководителей департаментов. Причём смена глобальная - к управлению экономическими процессами пришло фактически новое поколения.
Для иллюстрации даю показатели среднего возраста управленцев уровня заместитель министра-министр. По ключевым ведомствам.
Итак, глобальные изменения в экономике требуют нового законодательства, новых подходов. Центр разработки, естественно или Минюст или администрация президента. Ведь рассматривать беларуский парламент как самостоятельный центр силы - смешить небеса.
И вот тут первый шок. Средний возраст руководства Министерства юстиции - 45 лет. Сорок три. Это если брать министра и заместителей. Если копнуть глубже, на уровень руководителей отделов и департаментов, цифра уменьшается до 41 года.
В Министерстве финансов ещё веселее. Руководит ведомством «старик» - 55-и летний Владимир Амарин. А вот реальную работу проводят его замы. Которым по 38-39 лет. Им помогают управленцы помоложе. Средний возраст министра и замов - 43 года. Если брать уровень ниже, выходим на цифру 39 лет.
Ну и дальше список ещё нескольких ведомств
- Министерство экономики - средний возраст 46 лет. Причём первому заму министра недавно «стукнуло» аж 34 года.
- Министерство промышленности - 49 лет
- Министерство транспорта - 48 лет
- Министерство природных ресурсов - 47 лет
- Министерство сельского хозяйства - там, где уж совсем не ожидал увидеть «молодых» - 47 лет
То есть по ключевым направлениям, формирующим экономическую политику государства произошла полная смена управленческого персонала. И, возвращаясь к теме «устоявшейся» когорты чиновников, приведу один факт. На момент прихода к власти А Лукашенко (1994 год) большинство сегодняшних министров и их заместителей были желторотыми студентами. 20 с небольшим лет - явно не возраст для гос службы. А упомянутому выше первому заму министра экономики А. Забаровскому и вовсе на следующий день после первой инаугурации «усатого» стукнуло аж 12 годков.
Но возраст - не признак квалификации. Молодые могут быть умелыми а могут оказаться и «желторотыми». Тут интересен так сказать бэкграунд управленцев.
Ещё один шок. Значительная часть чиновников не «росла» на гос службе. Они или занимались исследованиями или работали по специальности. Многие публиковали научные статьи в профильных изданиях, либо получали образование или стажировалась на Западе. Кстати, почитав некоторые из работ (датированные началом нулевых) как на мой взгляд весьма и весьма недурно.
Что касается западного образования, вот вам простой пример. У первого вице-премьера Беларуси в биографии обозначена «скромная» «London Buisiness School».
Несмотря на всё это остаётся открытым вопрос «управленцев на местах». А это огромна армия людей. Значительная часть которых «тихо варится в своём болоте». Вот тут происходят забавные процессы.
- Беларусь «с опережением графика» реализует программу МОСТ. Это стажировки местных управленцев и представителей бизнеса в странах ЕС. Программа охватывает более 1500 человек. Стажировки в большинстве своём «персональные». То есть едет не «группа политических туристов», а специалист перенимать опыт Программа рассчитана на 2016-17 годы. Но судя по всему «квота» и «бюджет» будут выбраны раньше. Идут переговоры о расширении формата.
- Второе направление - образование дома. Точнее, бизнес образование - МВА. До 2014 года данная сфера была «вне интересов» государства. Сейчас проводятся работа по стандартизации подходов, оценке качества. Принята государственная программа. Которая предусматривает такой количественный показатель как выпуск не менее 1500 специалистов с дипломом МВА ежегодно начиная с 2020 года. Естественно, там где «план» можно сомневаться в качестве. Но даже 30-ти процентная эффективность даёт около 300 квалифицированных специалистов в год. Это на 6 областей. На 9,5 миллионов человек. Из этих людей часть пойдёт в гос управление. Ведь есть и госзаказ. С оплатой стоимости обучения. В этой схеме выпускник потом «отрабатывает» свой диплом.
Интересно и привлечение людей-практиков. Так, например, руководить Госкомимуществом Беларуси поставлена Наталья Никандрова. Имеющая опыт работы управленца-аналитика в Ernst&Young. Откуда, кстати и была перекуплена беларуским государством.
Скупка голов
И вот тут мы походим к ещё одной «больной» для Украины теме - зарплатам чиновников. Чиновник - то есть человек с определённым чином, как на мой взгляд может получать и мало. Ведь «чин» - не признак ума и инициативности. А вот управленец, если вы хотите действительно хорошего управленца должен как минимум быть доволен своей зарплатой.
Что в Беларуси и делается. Естественно, заработные платы руководства страны - тайна за семью печатями. Но если, например, ушедший на пенсию руководитель области говорит о (в пересчёте на гривну) 17-18 тысячах пенсионного обеспечения, видимо зарабатывал не мало.
Так оно и есть. В 2014 году Белстат допустил оплошность - дал косвенные данные по зарплатам госаппарата. В тот кризисный год голая ставка управленца уровня заместителя министра превышала порог в 1 тысячу долларов. Но Лукашенко уже через 8 месяцев заявил, что такой уровень оплаты слишком мал и началось планомерное ее увеличение.
Я не имею статистики по всем ведомствам. Но сопоставив данные по некоторым министерствам могу оценить ставку управленца уровня руководителя департамента (в пересчёте на гривну) примерно в 30-33 тысячи. Это «голая ставка». Да, такой уровень оплаты характерен для ключевых экономических преобразований ведомств. В каком нибудь Минкульте получают меньше. Но тоже не мало.
Есть ещё один аспект «скупки». В Беларуси садят чиновников. Но некоторых освобождают и дают «второй шанс». Речь идёт не о единичных случаях. Процесс массовый. Естественно, что вышедшие из тюрем и колоний не взлетают на высокие ступени. Им даются проблемные направления. А вот если у товарищей выйдет, я не удивлюсь стремительному карьерному росту. Подробно останавливаться на этом не буду - буквально на днях писал большой текст «О чем говорит круговорот арестов в Беларуси».
И зачем это всё надо?
Таким образом на сегодня можно утверждать, что:
1. В Беларуси за последние 2 года произошло обновление как минимум 70% управленцев высшего звена. В ключевых ведомствах уровень достигает 85-90%
2. В государстве работает сразу несколько программ по повышению уровня управленцев на местах
3. Система образования и в частности бизнес образования нацеливается на масштабную подготовку кадрового резерва.
4. И, наконец, новые кадры в силу своего возраста просто не воспринимают «ностальгии по СССР».
Вот на этом возвращаемся к теме беларуских реформ. Покупать кадры «чтобы были» да ещё кадры, которые не воспринимают в полной мере ценностей старой номенклатуры - глупо, если не имеешь планов на новичков.
Планы есть. Естественно, называть реформы реформами в Беларуси и дальше не будут. Объявлять «что покажут как нужно управлять страной», видимо, тоже. С одно стороны это опасно - в Беларуси «показывать» может только один. С другой, цитируя того же Рудого «В Беларуси мы меньше говорим, но больше делаем. Может менее декларативно, и мы не называем это реформами, но многие мероприятия, которые были проведены в стране, де-факто являются теми самыми непопулярными реформами»
Пример. Говоря о «непопулярных» реформах, советник президента не лукавил. В Беларуси увеличен пенсионный возраст, убран ряд ограничений в ценообразовании и увеличены тарифы ЖКУ. Всё это проведено буквально за 2 месяца. То, о чём в Украине спорят два года.
Но это только начало. Представители правительства в той или иной форме обещают беларусам... худшую жизнь. По крайней мере ближайшие полтора-два года. Уровень доходов привязывают к производительности труда и энергоэффективности. Нет изменений - нет денег. Всё просто. Рая на земле и «денег всем за счёт государства» никто не обещает.
Да и сам уровень социальных гарантий в «социальной» Беларуси думаю вызовет шок у украинцев. И раньше он был не велик. А последнее время ужался ещё больше. Например в трудовой стаж в «синеокой» не входит служба в армии, больничный, декретный отпуск, период обучение в ВУЗах. А минимальный стаж для социальной пенсии - 20 лет.
Беларусь экономит. Сильно экономит. И готовится к изменениям. Что из этого выйдет - отдельный разговор. Но тем интересней будет наблюдать.
P.S. Это первый текст из серии «изменения в Беларуси в 2016-м». Естественно, что он содержит не всю собранную информацию - часть передана группам, заказывавшим анализ «не для печати». Дальше будут и другие темы. Как то группы влияния внутри Беларуси, внешние партнёры, ВПК и силовики. И так далее.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки