MENU

В России правит культ силы, а кто не готов к этому, тот проиграет и умоется кровью

3140 0

Ненасилие - наиболее важный и безошибочный показатель уровня нравственного развития человека и общества. Вместе с тем оно является прагматическим императивом нашего времени. Вся логика развития современной цивилизации приводит к пониманию ненасилия как наиболее важного условия дальнейшего прогресса и процветания человечества.
В. Степин



Пролог

К написанию данной статьи я шел очень долго, очень долго, это значит не месяц и даже не год. Я начал работать над этой статьей неосознанно еще в раннем детстве, в начальной школе, где меня заставляли находиться рядом с другими детьми моего и всех возможных возрастов, а я этого не хотел, потому что был слаб и не готов к тому, что со мной происходило. Тогда мне еще только предстояло узнать, что сильным можно быть по-разному, что есть сила настоящая, а есть сила напускная, грошовая, трусливая. Есть сила поверхностная - сила мускулатуры, а есть сила многогранная, более глубокая - сила духа, характера, воли. Тогда только еще предстояло. Сказать, что мне не повезло тогда со всеми видами силы, это ничего не сказать и я часто задумываюсь над тем, что было бы, окажись я в менее агрессивной среде или был бы более подготовлен, но история не терпит сослагательных наклонений и тот путь, который мною проделан в течении нескольких десятилетий привел меня к определенным выводам.

Знакомо вам это ощущение, когда понимание едва осязаемо и информация копится, копится, а потом бац! Как же я раньше этого не понимал, почему я раньше об этом не задумывался, все составляющие были известны, но были разрознены, либо не хватало одной части, даже самой маленькой, для составления целой картины. В гештальтпсихологии это называется инсайт, а мы с вами можем называть как угодно, короче, дошло до меня.

Культ силы в России

Всю жизнь, сколько я себя помню, меня окружает культ силы, иногда нависая надо мной еле заметной дымкой ненависти друг к другу моих сограждан, а иногда очень даже ощутимым вкусом крови на моих губах. Как человеку, который находится внутри этой системы, мне грустно от этого, не более того, меня беспокоит, что на нас так смотрят со стороны.

Одним из ярких примеров является символ России, признанный во всем мире и у нас - медведь. Почитать это животное начали еще финно-угорские племена, жившие в лесах, потому что именно медведь и был царем леса, а не лев, как сейчас любят упоминать в анекдотах, например. Впервые сравнивать себя с медведем стали варяжские дружины ранней Киевской Руси, а само название «русский медведь» прочно закрепилось гораздо позже. Не будем сейчас углубляться в этимологию этого символа, не потому что я так и не нашел однозначного ответа на вопрос как это животное стало российским тотемом, а потому что в рамках развиваемой мною темы - это не важно.

Важно другое, мы, тут, в России, воспринимаем данный символ как воплощение силы и пр., а на самом деле, несмотря на многочисленные подтверждения о том, что культ медведя был распространен среди многих народов, населяющих Россию, в качестве символа нашей страны медведь появился на Западе, в XVIII веке и означал он ни что иное как агрессию, варварство и лень. Медведь большой, неуклюжий и жестокий - именно так, например, в Британии, воспринимают этот символ. Как в случае нашего восприятия медведя, в качестве символа нашей страны, так и в западном понимании, дело обстоит не очень, вам не кажется?

В России правит культ силы, большинство проблем решается с ее помощью, а кто не готов к этому, тот проиграет и умоется кровью.

Звучит чересчур? Обернитесь вокруг, освежите воспоминания.

Интеллигентность, законопослушность, образованность, воспитанность, нравственность никому не нужны и воспринимаются как слабость, если вы воспитаны так, что не можете при необходимости послать на три и более букв или в грубой форме отстоять свое место под солнцем, будь то очередь у заправки или трения с вашими конкурентами по бизнесу, то вы вне игры.

Плохо это или хорошо? Почему нельзя быть грубым и агрессивным в нужный момент, в ответ на хамство, почему нельзя хорошенько отдубасить автолюбителя, вечно паркующегося так, что мамы с детскими колясками не могут выйти из подъезда, почему нельзя заставить жрать собачье дерьмо дегенерата-собачника, выгуливающего свое животное на детской площадке перед домом? Ведь соблазн так велик, кажется это все решит, вот размесишь лицо супостата в кровь и все устроится, перестанут сорить кожурой от семечек перед подъездом, перестанут мочиться в подъездах и материться при детях, все машины будут припаркованы может и не совсем по правилам, в наших дворах это невозможно, но так, что видно, водитель подумал о своих соседях, человек подумал не только о себе, но и о других. Нет! Никогда насилие не решало подобных задач, мне вообще сложно поставить задачу, которую можно было бы решить насилием.

Переступив эту грань единожды, очень сложно будет вернуться к цивилизованному состоянию, нельзя быть полубеременным, нельзя быть цивилизованным человеком, который иногда, так, немного пускает кровь другим, но только во благо - нет такого, если человек поклоняется культу силы и решает задачи на своем жизненном пути силовыми методами, он переступил эту черту и обратно возврата нет, иначе жить он уже не станет.

Начиная жить по этим правилам, гражданин общества забывает об одной очень важной вещи: культ силы таков, что есть люди слабее, но есть люди и сильнее, т.е. признавая игру по правилам силы, он признает иерархию, на какой бы лестнице в ней он не стоял, он будет бояться и подчиняться тем, кто сильнее. Культ силы - это бояться того, кто сильнее тебя.

И это своего рода неполноценность, компенсируя которую, человек вымещает зло на тех, кто слабее - это замкнутый круг, стоит только начать поклоняться культу силы. Это общество, в котором мы живем, общество в котором люди бьют и убивают друг друга просто так, потому что взгляд не понравился или сказал что-то не так, или решил начать бизнес и стал неожиданным конкурентом - причин огромное количество, и делают они это абсолютно безнаказанно, потому как правит в России не закон, а культ силы.

Культ силы во взаимодействии с природой

Рассуждая о подобных вопросах, мы часто обдумываем их в узких рамках человек-человек, мы зашорены и не умеем мыслить глобально, нас не учили, а мы и не особо настаивали, а вы попробуйте, если в отношениях между людьми к моему тексту может возникнуть много вопросов, то вот во взаимодействии с окружающей средой все достаточно однозначно.

Обернитесь вокруг, посмотрите, что мы делаем с окружающей нас природой? Мы нарушаем русла рек, вырубаем леса, как попало вспахиваем поля, осушаем озера, строим дома на берегах водоемов, засоряем мировой океан, проще перечислить какого вреда мы не наносим природе, чем описать весь вред, наносимый окружающей среде и большинство из этого мы делаем дабы насытить наш неуемный аппетит к материальному богатству, а отнюдь не для того, чтобы прокормить себя.

Природу мне жаль даже больше, чем людей, человек хоть защититься от себе подобного может, а природа беззащитна. Как же, человек - царь природы! Царь - управленец, как бы вы отнеслись к действиям такого управленца в вашей стране, который бы все начал разрушать в угоду своим корыстным целям? Мы не умеем жить с природой в согласии, на партнерских принципах, нас не учили, а мы не очень и настаивали.


Культ силы в цивилизованных сообществах

Закон, равенство перед ним всех без исключения и неотвратимость наказания в соответствии с ним - вот что отличает цивилизованное общество от прочих. В таких обществах культ силы подавляется законом, там же, где закон не работает, работает только правило силы. А уже в условиях неотвратимости наказания участникам общества ничего не остается, как договариваться и тут уже не отсутствие нашего умения, тут уже мы попросту не хотим, мы не готовы договариваться друг с другом и потому нас устраивает, что закон не работает, это такой негласный пакт между обществом и правителями, которых оно выбрало, чтобы никто друг другу не мешал.

Почему мы не добиваемся неотвратимости наказания наших сограждан, когда они совершают противоправные и противозаконные действия, свидетелями которых мы становимся? Да потому что нам удобно, потому что в следующий раз на их месте будем мы, все всех прикрывают и ни о каком цивилизованном обществе здесь и речи быть не может! «...

Бесконечные войны, заказные убийства, эксплуатация человека человеком; расовая, национальная, религиозная неприязнь; политическое, экономическое, идеологическое рабство; жажда наживы и власти, культ силы и богатства; зависть, жадность, похоть, беспробудная глупость и тотальное пренебрежение самыми важными человеческими качествами и ценностями, такими как разум, свобода, любовь, сострадание» (Чандра Мохан Раджниш), - вот чего мы хотим на самом деле, вот, что происходит в той части мирового сообщества, к которому принадлежу я с вами.

В. Степин, в свою очередь, пишет о другой части общества: «...Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - в философии, в искусстве, в религиозном постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, новых смысло-жизненных ориентиров, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества, помочь пересмотреть прежнее отношение к природе, выработать новые идеалы человеческой деятельности, понимание перспектив развития человека.

Предпосылки для новой мировоззренческой ориентации создаются сегодня внутри самой техногенной цивилизации. В современном мире между собой сталкиваются и вступают в диалог совершенно разные культурные традиции. И человечество осознает, что надо учиться вести этот диалог. Нужно уметь менять систему отсчета, не считать свои ценности и культуру абсолютными, научиться понимать другого. Нужно найти новые способы социализации человека, воспитания его в духе уважения к достижениям различных культур, в духе толерантности.

Требование отказаться от силы как средства решения человеческих споров, искать и находить консенсус является следствием глобализации человечества. Локальные конфликты в современных условиях чреваты перерастанием в глобальный конфликт. Поэтому поиск стратегии ненасилия предполагает трансформацию всей структуры ценностей техногенной цивилизации. Нужно пересмотреть сам идеал силы и власти, господства над объектами, обстоятельствами, социальной средой» - успеем ли мы вскочить в этот трогающийся поезд, отойдет ли этот поезд от перрона, дойдет ли этот поезд до цели, зависит только от нас.

sv-aka-lapin


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини