Враги либеральной демократии в Европе и США
Либеральная демократия находится под самым большим давлением со времен окончания Холодной войны, пишет в своей статье британский журналист Джон Ллойд, опубликованной на сайте издания «Новое время».
Предполагаемый кандидат на пост президента США от Республиканской партии Дональд Трамп беззастенчиво подрывает все правила хорошего тона ради популярности в прессе. «Миллиардер планирует пробить себе путь к победе посредством оскорблений», - пишет Financial Times.
Для подтверждения тезиса приводятся прозвища. Например, ведущего кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон Трамп называет «продажной Хиллари», а почитаемую многими сенатора от штата Массачусетс Элизабет Уоррен - «Покахонтас». Покахонтас - дочь индейского вождя, вышедшая замуж за английского капитана, прибывшего в США в начале XVII столетия. Уоррен получила такое прозвище после того, как опрометчиво заявила о своих индейских корнях. При этом Уоррен основывалась исключительно на семейной легенде, согласно которой у нее якобы есть «1/32» часть кровей чероки.
Тем временем, Клинтон признала, что использовать частный сервер во время работы на посту главы Государственного департамента США было ошибкой.
Судя по всему, «продажная Хиллари» и «Покахонтас» - только начало, дальше будет только хуже. Правда, надежда умирает последней. Соблюдение приличий важно, как для гражданского, так и цивилизованного общества в принципе. Но Трамп - не единственный, кто пренебрегает ими.
За пределами США подобные тенденции лишь усугубляются, превращаясь в сезон политического ада. В разных странах пренебрежение правилами хорошего тона приобретает национальные особенности, однако есть одна общая характеристика: политическая риторика становится все менее обузданной - в ней практически не осталось вежливости и рационального диспута.
На прошлой неделе глава секретариата президента Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера Мартин Сельмайр написал в своем Twitter: «G7 с Трампом, Ле Пен, Борисом Джонсоном и Беппе Грилло? Ужасный сценарий, доказывающий, что с популизмом стоит бороться».
Кроме Трампа во главе Соединенных Штатов, чиновник Еврокомиссии представил Францию под руководством праворадикальной политика Марин Ле Пен, лидера Национального фронта, популярной сейчас у французов. Великобританию, согласно предсказаниям Сельмайра, может возглавить член парламента от Консервативной партии и бывший мэр Лондона Борис Джонсон. Именно его британские парламентарии склоняются избрать новым премьер-министром (вместо Дэвида Кэмерона), если на референдуме 23 июня британцы проголосуют за выход из ЕС. Тем временем, итальянское Движение пяти звезд, согласно социологическим опросам, идет нос-в-нос с правящей Демократической партией. Основателем и лидером Пяти звезд является пламенный итальянский шоумен Беппе Грилло. В одном из майских опросов он даже опередил демократов.
Чтобы укрепить свои позиции и привлечь внимание, вышеперечисленные деятели европейских стран либо использовали риторику разжигания ненависти, либо сильно преувеличивали угрозу приближения фашизма. Ле Пен сравнила мусульман, молящихся на улице, с нацистской оккупацией Франции.
Чтобы не отставать от Ле Пен в использовании нацизма, Джонсон заявил, что Европейский Союз, как и Гитлер, пытается подчинить Европу одному центру власти. У Грилло нашлись оскорбления для большинства публичных персон, включая Маттео Ренци, которого он назвал «идиотским премьер-министром». А в сторону нового мэра Лондона, мусульманина Садика Хана, Грилло отпустил другую шуточку, мол, тот может и подорвать британский парламент.
Возможно, эти политики и не придут к власти. Весной следующего года Марин Ле Пен, судя по всему, сумеет пройти в решающий второй раунд президентских выборов, однако после этого она, вероятно, не сможет одолеть голоса левых и правоцентристских избирателей. Партия Грилло, в свою очередь, втянута в местные скандалы. Кроме того, многие итальянцы считают их неопытными.
Но если Франция снова пострадает от нападений боевиков, а Италия не добьется реального экономического роста, партии Ле Пен и Грилло могут достичь успеха. Тем временем Джонсон, в случае отказа британцев от членства в ЕС, вероятно, сменит Кэмерона на посту премьера.
Что они сделают в случае прихода к власти? Справятся ли с разнообразными свободными обществами? Как будут взаимодействовать с тем, кто не разделяет их взглядов - и теми, кого грубо оскорбляли? Могут ли они убедительно говорить о мире, если годами подталкивали своих сторонников к бунту (проблема, с которой придется столкнуться леворадикальному лидеру британской Лейбористской партии Джереми Корбину, если он когда-нибудь выиграет выборы).
Можно, например, резко сменить свои взгляды. Кэмерон в ходе избирательной кампании Хана против слабого кандидата от Консервативной партии подчеркивал, что лейборист-мусульманин очень часто делил трибуну с людьми, которых он описал как экстремистов. Однако это не помешало британскому премьеру появиться с Ханом на одной сцене после избрания последнего новым мэром британской столицы, агитируя граждан проголосовать за сохранение членства Британии в ЕС. Кэмерон назвал лондонского мэра «гордым мусульманином и гордым британцем», а также отметил, что «мы (то есть, он и Хан) любим нашу страну, хотим, чтобы она была самой лучшей, самой сильной и великой». И это через несколько недель после того, как он связывал Хана с исламским экстремизмом.
Это маленький, даже незначительный пример, но все же интересно, кем, по мнению Кэмерона, является Хан: национальной угрозой (исходя из того, что премьер говорил в начале мая) или национальным достоянием (исходя из того, что он заявлял уже к концу мая)? Судя по всему, Кэмерон думает, что общественность либо не знает, либо не помнит о его ранних оскорблениях в сторону Хана. А если и помнят, то им все равно. Такая невнимательность разъедает сами основы веры в демократию.
Искуснее всего этим пользуется Трамп. Его категоричное обещание запретить мусульманам въезд в Соединенные Штаты, озвученное в декабре, к маю сменилось на «просто идею».
Если значительные группы граждан демократических стран сочтут подобные высказывания терпимыми и даже достойными восхищения, значит, мы идем по очень опасной дорожке. Посредством социальных сетей, пиара и масштабного освещения в СМИ невиданное бахвальство сметает все на своем пути. В частности, честную политику и честных политиков. А также тех, кто хочет видеть порядочность в системе власти.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки