Сенченко: Сохранение мира
Бойцы украинского добровольческого батальона «Донбасс» во время отдыха. Военные учения вблизи Мариуполя. 1 апреля 2015 года. Фото AFP.
Прошло два года с начала агрессии Российской Федерации в Украине. Потери нашей страны огромны: тысячи украинцев убиты, десятки тысяч ранены и изувечены, миллионы людей стали беженцами.
Причина в том, что страна, являющаяся постоянным членом Совета Безопасности ООН, гарантировавшая безопасность и территориальную целостность Украины в обмен на ее отказ от ядерного оружия, подписавшая с Украиной двусторонний договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, от всех своих обещаний отреклась. Устав ООН был нарушен, договоренности сломаны, гарантии забыты, механизм нераспространения ядерного оружия подорван.
Любая война заканчивается миром. И эта война не станет исключением.
Украина будет отстаивать свою независимость, работать над процессом реинтеграции Крыма и Донбасса, но никогда снова не окажется на орбите Кремля. Это выражается простой формулой: украинский народ никогда не смирится.
Но что же дальше? Новый договор о "дружбе, сотрудничестве и партнерстве", предоставляющий пустые и ложные гарантии?
А может быть, стоит опереться на идею наличия в государстве сильной армии и членства в НАТО - альянсе, приверженность дипломатическим инструментам которого обнаруживает все большую неэффективность в условиях неприкрытой агрессии?
Как нам сосуществовать с соседней ядерной державой, которая не желает считаться с существующими правилами миропорядка?
Цивилизованными странами разработан перечень инструментов влияния на режимы, нарушающие международное право, однако их эффективность ограничена. Введение экономических санкций - мер, призывающих придерживаться принципов соблюдения мира, происходит постфактум свершившейся агрессии и стоит дорого остальным государствам.
После Второй мировой войны мировое сообщество предприняло ряд попыток разработать эффективные механизмы сохранения мира и международного права. В 1945 был учрежден Международный суд ООН, назначение которого - осуществление арбитража между государствами на основе международного права, принципов и обычаев, общепризнанных в цивилизованном мире.
К сожалению, Международный суд может рассматривать дела только при условии, что страны, вовлеченные в процесс, согласны подвергнуться судебной процедуре. Позиция Российской Федерации, государства - учредителя ООН и постоянного члена Совета
Безопасности, по поводу его агрессии против Украины и незаконной аннексии Крыма не допускает возможность такого согласия.
Европейская конвенция об иммунитете государств, подписанная 16 мая 1972 года, а также Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, подписанная 2 декабря 2004 года, упоминаются в риторике, но по-прежнему неэффективны на практике.
Сложившиеся сегодня обстоятельства требуют создания новых глобальных механизмов сдерживания преступных режимов.
Действенной мерой может стать неизбежная перспектива финансового возмещения ущерба, причиненного в результате незаконной агрессии, основанием для которого будут являться решения национальных судов в делах против государства-агрессора, возбужденных по искам лиц, пострадавших в результате агрессии.
Такая практика не может распространяться на международные суды, из-за наличия у государства-агрессора вероятной возможности затруднить их создание и функционирование, а также из практических соображений доступности процедуры для миллионов людей, пострадавших в результате одного конфликта. Потенциалом, необходимым для решения такой задачи, располагают только национальные судебные системы.
После Второй мировой войны в судебной практике сформировалась тенденция - и в некоторых случаях это нашло отражение непосредственно в законодательстве - ухода от доктрины абсолютного иммунитета в пользу функционального. Последний предусматривает, что государство не может ссылаться на имеющийся иммунитет в суде другого государства в случаях, когда его действия очевидным образом превысили его суверенную власть, а также в случаях, влекущих за собой денежную компенсацию за смерть, травмы, повреждения и утрату имущества, вызванные действиями одного государства на территории другого.
Украинское гражданское движение «Сила Права» приступило сегодня к созданию системы правовой поддержки жертв российской военной агрессии.
Судами Херсонской и Луганской областей, а также киевскими судами, уже установлен ряд юридических фактов нанесения ущерба гражданам Украины в результате военной агрессии Российской Федерации и оккупации части украинской территории.
Суд в Хмельницкой области, рассматривавший иск семьи погибшего майора ВСУ Ярослава Костишина, установил, что его смерть наступила во время исполнения служебных обязанностей в результате российской военной агрессии.
30 мая Голосеевский суд г. Киева, рассмотрев дело Ирины Веригиной, являющейся внутренне перемещенным лицом в результате Российской агрессии, постановил арестовать требование о погашении $3 млрд кредита, выданного Российской Федерацией экс-президенту Украины Виктору Януковичу.
Таким образом Украина свидетельствует о появлении новой судебной практики, основанной на концепции функционального иммунитета государства.
Учитывая тот факт, что добровольное исполнение предписаний суда о возмещении ущерба, вызванного российской агрессией, вряд ли возможно, действенным механизмом для принудительного исполнения таких решений может стать арест российской госсобственности на территории Украины, за исключением дипломатической и консульской.
Между тем стоимость российских государственных активов на территории Украины значительно ниже стоимости ущерба, причиненного агрессией нашим гражданам, Об этом свидетельствуют методологические расчеты Европейского Суда по правам человека. Поэтому для украинских граждан важно иметь возможность подавать иски в иностранные суды, всеми путями обеспечивая исполнение приговора.
Неизбежность расплаты за военную агрессию, неизбежность возложения финансового бремени на граждан государства-агрессора, тягость которого негативным образом скажется на многих поколениях, даже тех, что будут жить после смены преступного режима, может стать эффективным глобальным механизмом для предотвращения военной агрессии.
Андрей Сенченко,
глава Всеукраинского гражданского движения «Сила права»,
член политсовета партии «Батькивщина»
Оригинал на Kyivpost
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки