Atlantic Council: Почему Запад ошибался в оценках нового правительства Украины
Еще слишком рано делать окончательные выводы, но первые шаги премьер-министра Владимира Гройсмана и генпрокурора Юрия Луценко свидетельствуют о том, что Украина не сошла с пути реформ.
Скептицизм, связанный с назначением Гройсмана на пост премьера в апреле и с отставкой сильнейших реформаторов предыдущего правительства, был весьма обоснованным. Критики также ставили под сомнение правильность назначения на новую должность Луценко, делая особенный акцент на отсутствии у него юридического образования, ведь этот факт потребовал от парламента принятия специального закона. Оба политика являются близкими союзниками президента Петра Порошенко.
Тем не менее, оба пока показывают хорошие результаты. Гройсман выполнил свое обещание повысить тарифы на газ, сделав шаг, удовлетворяющий требованиям МВФ, в течение двух недель после своего назначения на должность. Несмотря на сильную популистскую оппозицию в Раде, в мае он унифицировал цены и поднял тарифы до рыночного уровня.
Команда премьер-министра также сделала нужные шаги по искоренению коррупции в государственных предприятиях, создав независимый наблюдательный совет для государственной газовой корпорации "Нафтогаз", а также введя в действие прозрачную процедуру выбора кандидатов на должность исполнительного директора для государственных компаний.
Определенный прогресс был достигнут даже в реформировании глубоко коррумпированных судов. Здесь инициативу взял на себя Порошенко. В начале июня Рада ввела конституционные изменения, соответствующие положениям Венецианской комиссии Совета Европы. Однако само по себе это еще ничего не значит, необходимо сопровождение качественным законодательством, обеспечивающим их имплементацию.
Безусловно, чьи-то личные интересы могут сорвать реформу на этой стадии. Тем не менее, необходимый первый шаг был сделан и сопровождался работой комиссией по проверке действующих судей. По словам одного из реформаторов, из 250 судей, опрошенных комиссией, 56 % прошли проверку и смогут продолжать работать на своих местах. 22 % не смогли пройти тест по причине неудовлетворительного уровня знания законодательства, а остальные просто не явились на экзамен. Это был лишь первый этап, поскольку в Украине насчитывается около 10 000 судей.
Когда Луценко объявил, что не планирует любых кадровых изменений в первые 100 дней своего пребывания на должности генерального прокурора, реформаторы были разочарованы. Они были убеждены, что его бездействие позволит коррумпированным заместителям бывшего генерального прокурора Виктора Шокин остаться на своих местах. Поэтому, его недавнее решение уволить троих заместителей Шокина стало приятным сюрпризом.
Такой же неожиданностью стало назначение на освободившиеся позиции реформаторов Дмитрия Створожука, Евгения Енина и Валентины Теличенко. Ранее Теличенко представляла интересы жены убитого журналиста Георгия Гонгадзе. Если Генеральная прокуратура вновь вернется к политическим преследованиям, такие люди, как Теличенко, не колеблясь, уйдут.
В этом месяце Национальное антикоррупционное бюро Украины наконец открыло счет громким расследованиям. Бюро начало дело в отношении депутата Верховной Рады и бизнесмена Александра Онищенко, который, вероятно, участвовал в коррупционных схемах государственной газодобывающей компании "Укргаздобыча".
Этот случай очень важен, поскольку центральным фигурантом расследования стал депутат Верховной Рады, в то время, когда народные избранники пользуются иммунитетом в отношении уголовного преследования. Для того, чтобы продолжить расследование, Луценко пришлось просить Раду снять с Онищенко неприкосновенность.
Спикер парламента Андрей Парубий заявил, что депутаты одобрили это просьбу. Пока не ясно, лишит ли Рада неприкосновенности Онищенко, или будет ли он признан виновным, но все это открывает новые пути для форсирования долгой и нередко неравной борьбы украинских реформаторов с коррупцией.
Прогресс Украины последнего времени частично удовлетворил МВФ. В мае страну посетила контрольная группа фонда, чтобы увидеть, действительно ли новое правительство выполняет обязательства, от выполнения которых зависит выделение второго транша кредита МВФ, первоначально запланированное еще на сентябрь 2015 года. Миссия МВФ рекомендовала перевод средств уже в июле, при условии, что Рада примет пакет новых законов.
Но Украина это такая страна, которая после оранжевой революции продемонстрировала невообразимую способность продвинуться вперед, а затем вернуться обратно и оставить все как было. Признавая необходимость сохранения стимулов для дальнейших реформ, миссия рекомендовала выплату всего $ 1 млрд. кредита (первоначальная сумма кредита составляла $ 1,7 млрд.). Придержав $ 700 млн., МВФ надеется предотвратить волну коррупции. Будем надеяться, что это сработает.
Но есть и некоторые тревожные признаки. Сейчас Рада рассматривает проект закона, который отменит ключевую часть реформы системы государственной службы Украины.
Согласно новым правилам, независимая комиссия в составе представителей госучреждений и гражданского общества будет выдвигать двух претендентов на повышение и передавать их кандидатуры в Кабинет министров, который в свою очередь остановится на одной из них и направит ее президенту на утверждение.
Но этот законопроект устраняет полномочия независимой комиссии выбирать глав местных администраций и позволяет это делать президенту.
Оригинал на Atlantic Council
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки