MENU

Почему противостояние Украины с Россией будет долгим

5695 0

Шпигель не так давно дал интервью с Сергеем Карагановым. Фамилия не столь известна «широкому кругу» жителей Украины. Да и в самой Российской Федерации Караганова можно назвать публичным с определёнными оговорками. Тем не менее он - член Совета по внешней и оборонной политике РФ, советник Владимира Путина. А еще декан факультета международной экономики и мировой политики Высшей Школы Экономики (Москва).

Интересная личность. И интересны его взгляды. Ведь во многом они отражают точку зрения российских элит. И отчасти даже формируют её. ВШЭ как-никак играет заметную роль в подготовке управленцев в соседней стране.

Не менее интересна и структура от имени которой в том числе он говорил. СВОП. Совет по внешней и оборонной политики. Такой себе мозговой центр, вырабатывающий рекомендации для власти. Этот самый СВОП не так давно - в конце мая - презентовал тезисы своего доклада «Стратегия для России. Российская внешняя политика конца 2010-х - начала 2020-х годов». Чуть позже провела его презентацию «в узком кругу». Где среди прочего руководители СВОП с гордостью признали, что в работе над ним принимал участие и Лавров. Лишнее свидетельство серьёзности документа.

Рекомендую почитать оригинал. Тем более, что тезисы выложены в открытом доступе . Не лишним будет и посмотреть видео презентации наработок. Тоже поучительно, а дальше, разобравшись с «источниками», пора говорить о сути.

Россия на грани.

Ставя перевод интервью Сергея Караганова на Хвыли, Юрий Романенко обратил внимание на риторику. Переход к угрозам, блеф - это всё признак слабости позиций. Пространство для манёвра действительно невелико. Однако, это фон. И про слабость своей страны господин Караганов журналистам Шпигеля не слишком склонен говорить.

Однако, если смотришь «мероприятия для своих», картина становится интересной. Тот же самый Караганов отвечая на вопросы о внутренней политике страны на презентации доклада называет экономический курс «уродливой демодернизацией. Он признаёт, и публично говорит, что российская экономика катится к примитивизму.

Тезис не нов. Об этом свидетельствуют статистические данные. Можно даже увидеть графическое отображение - есть Атлас Сложности Экономик, созданный сотрудниками Гарварда. Картинки в своё время давал и я.

Суть в другом. Это говорит советник президента Путина. Более того, развивая свою мысль он признаёт, что без внешней помощи (технологической, научной и финансовой) процесс «демодернизации» продолжается и будет продолжаться. То есть с экономикой совсем туго.

При этом кремлёвские аналитики называют внешнюю политику своей страны в последние годы «чрезвычайно успешной». Отчасти трудно не согласиться. Как бы там ни было, но рост влияния на соседние государства, принуждение их к сотрудничеству был. До 2014 года. Украина стала серьёзным провалом. Однако и тут Москва ещё не загнана в угол. Продолжает влиять на политические расклады в Киеве и вокруг него. Да и не только. Силы есть. Локальные успехи так же. Но называть конфронтацию со значительной частью мира успехом по меньшей мере странно. Особенно когда тебе крайне необходима помощь тех, против кого выступаешь.

В реальности ситуация действительно «не ах». Это признаётся аналитиками СВОП. В частности:

Мир изменяется. Как политически (чему посвящён первый раздел доклада) так и экономически.

Мировая экономика развивается и идёт по пути усложнения. Тут стоит вновь упомянуть термин «четвёртая индустриальная революция». В России ситуация обратная. Цитируя господина Караганова, идёт уродливая демодернизация. Советник Путина утверждает, что последние два года «процесс замедляется». Однако признаёт, что «он не развернулся».

Экономические проблемы РФ по мнению авторов «Стратегии» (и это есть в документе» приведут к отдалению ближайших соседей. Вот цитата «Из-за накопленных проблем и спада экономики Россия не сможет в ближайшие годы экономически поддерживать и субсидировать союзников. Неизбежен рост центростремительных тенденций в союзах и интеграционных группировках».

Государства и союзы, которые могли бы помочь России в развитии в данный момент ограничили контакты с Кремлём. И ограничили доступ России на рынки технологий и финансов. Про это тоже говорится аналитиком СВОП. В том же видео Сергей Дубинин сокрушается, что его предложения и тезисы не нашли должного отображения в документе.

Если подвести черту, то получаем занимательную картину. РФ, как достаточно крупное и вооружённое государство будет и дальше пытаться «шантажировать весь мир» - об этом говорит признание Карагановым нешней политики «блестящей». А вот экономика при этом будет понемногу «забибаться». Народ, естественно, будет жить «чуть хуже» с каждым годом. Тот же Караганов характеризует процессы следующим образом «Внешняя политика компенсирует это (недостатки внутренней - ИТ), но пределы не бесконечны».

Возникает естественный вопрос: что делать России?

Свой путь - или жандарм всея Евразии

Мир меняется. И каждое государство, думающее о будущем должно задаваться вопросом своего функционала. То есть своего места в мировой системе. Тем интересней, как его видят кремлёвские аналитики.

Ответ на это даёт Караганов журналисту «Шпигеля»: «мы хотим статус великой державы, хотим получить его назад. К сожалению, мы просто не можем отказаться от этого - 300 лет отложили свой след в наших генах. Мы хотим стать центром большой Евразии, местом, где царит мир и сотрудничество. К этой Евразии будет принадлежать и континент Европа».

Ни много ни мало. Но великая держава означает экономическую мощь? Отнюдь. Функционал России определён чуть по другому. Вот как это сформулировано в «Стратегии»: «Россия - оплот международной стабильности и мира, обеспечения свободного развития для всех стран и народов, предотвращения навязывания им чуждых порядков и ценностей, тем более насильственного или через вмешательство во внутренние дел».

То есть имеем ни много ни мало, а возврат к концепции «жандарма всея Европы». Это, напомню, идея-фикс русских царей начала 19 века.

При этом обращает на себя внимание тезис о защите от « навязывания им чуждых порядков и ценностей». То есть РФ хочет не только силовую часть, но и контролировать «мысли и настроения». Ведь по большому счёту любая масштабная перестройка общества есть ничто иное как утверждение «новых порядков и ценностей». Которые ещё недавно можно было назвать «чуждыми». Простой пример - вступление стран Восточной Европы в ЕС. В начале 80-х - дикая идея. Ну или тот же европейский вектор развития Украины.

Для такого функционала не обязательна сильная экономика. Так считают аналитики СВОП. Ведь если у тебя дубина - всё остальное можно «отжать». Господин Караганов откровенничает с журналистом «Шпигель»: «Русские может быть не так сильны в экономике, в искусстве ведения переговоров, но зато мы прекрасные воины».

На первый взгляд странно. Ведь если валится экономика и падает уровень жизни, логично ожидать недовольства граждан. А это новое правительство и новая политика.

Тем не менее российские аналитики полны оптимизма. Они особо подчёркивают рост среди населения идея «государственного национализма». На вопрос «что это такое?» Караганов даёт ответ, что это концепция существования общества, где главная идея - «развитие государства». Подчеркну - не личности, не общественных связей - государства.

Это тоже не новая идеология. «Москва - третий Рим» - выражение было произнесено давно, а в традициях российской государственности не особо популярен тезис о необходимости «слушать и слышать отдельного гражданина».

Фактически население России живёт сказкой о могуществе страны. Может жить по уши в грязи. Но главное, чтобы «нас боялись». Ведь «бояться - значит уважают». Распространённые клише.

Увы, но такой взгляд чрезвычайно силён. Ещё до украинского кризиса случалось мне встречаться и работать с российскими аналитиками и полит.технологами. Умные, современные и адекватные. До той поры, пока речь не заходит о политике по оси Россия-соседи. У людей в полном смысле слова «сносило крышу». Тезисы о разнообразии, лекции о демократии забывались. Единственный возможный шаблон: мы говорим - вы делаете. И никак иначе.

Проблема России и тех стран, которые пытаются заигрывать с Кремлём - непонимание того, насколько глубоко тезис «государственного национализма» въелся в сознание. Если подумать, то в РФ нет ни одного поколения, которое бы выросло в условиях переосмысления целесообразности функционала «империи». Да, трудности заставляют зачастую ползать на коленях. Просить поесть. Как это было в недалёком 1999 году. Кампанию «продовольственной помощи США» освещали центральные СМИ. Но это не помешало уже в 2001-2002-м вновь начать раскручивать лозунг о «американских врагах».

Поэтому санкции могут сделать своё дело. И очень может быть, что РФ попросит «покушать». Но когда «перекусит» - всё вернётся на круги своя. Но уже на новом витке. Пару месяцев назад писал текст о демографической проблеме РФ. Назывался он «Какие риски соседства с Россией недооценивают её соседи» (http://hvylya.net/analytics/society/kakie-riski-sosedstva-s-rossiey-nedootsenivayut-eyo-sosedi.html)

Если кратко, то «национальный портрет россиянина» меняется. Территории, которые привычно называют «славянскими» вымирают. А вот национальные автономии демонстрируют уверенный прирост. Россия «прибывает» гражданами из наименее развитых своих территорий. То есть демодернизация идёт не только в экономике. Молодые россияне выросли вне индустриального уклада. Зато они выросли в атмосфере «войны за место под солнцем». И потенциально более агрессивны. Что подтверждается реакцией самих жителей «славянской» части России.

В таких условиях сложно строить индустриальное и тем более постиндустриальное общество. Зато легко угрожать соседям. Поэтому кремлёвские аналитики не фантасты. Они реалисты. Знают что происходит со страной, с населением. И пытаются найти свою нишу.

Новые подходы к работе с соседями

Реакцией на изменение структуры населения может быть ещё одна парадоксальная рекомендация. Советники Путина считают оправданным ОТКАЗАТЬСЯ от концепции «русского мира». Вот цитата «использование лозунга «защиты русского мира» для обоснования целесообразности применения военной силы за пределами России нереалистично и контрпродуктивно». Однако радоваться не стоит. Следующее предложение расставляет точки над «і». «Это не означает призыва к отказу от применения военной силы за рубежом в случае явной угрозы жизненно-важным интересам.»

То есть имеем не отказ от концепции, а её переформатирование и расширение. Если ранее РФ считала возможным и необходимым «защищать русских» в соседних странах, то теперь речь идёт о защите «интересов» по всему миру. Наличие сказки про «распятых русскоязычных младенцах» становится необязательным. Тоже логично. Тувинцу, чеченцу, буряту трудно объяснить почему он должен защищать русский язык. Но легко заявить, что «нужно чтобы нас боялись».

Ещё один фактор - смена акцентов в работе с элитами и общественным мнением. Российские аналитики признают, что прямая скупка элит оказалась неэффективной. Вместо этого предлагают готовить свои. Через обучение молодёжи в РФ, через культурные и религиозные программы. Что, в принципе, наблюдаем уже сегодня. Упор предполагается перенести в «область деловых контактов, обмена студентами, налаживания связей между организациями и деятелями культуры». И, естественно, оживить сотрудничество через НПО. Выстроив сеть организаций «поддерживаемых государством и российским бизнесом».

При этом особо подчёркивается, что Россия должна предотвращать «вмешательство извне во внутриполитические процессы» в странах-соседях.

Часть этой политики видим сейчас. Это и быстро ставший совместным украино-российским флешмоб женских организаций и различного рода прогулки мужчин в платьях и культурные фестивали. А так же активизировавшиеся предложения работы в области фундаментальной науки. Она, дескать, вне политики.

И, кстати, такой подход объясняет «идеальный образ» ДЛНР - камень на шее Украины. Русского мира не будет. Москве глубоко плевать на стенания о «защите русской культуры». Приоритеты не те. А вот связать Киев в принятии решений и щедро опутать регион активностью разного рода НПО, ратующих за мир (и параллельно транслирующих нужные посылы в общество) - это пожалуйста.

И что в результате?

Таким образом соседние страны не ожидает ничего хорошего. Россия намерена пытаться играть в сверхдержаву. И если ЕС, США, Китай воспринимаются как субъекты, то всё, что вдоль границы - своё подбрюшье. В котором не будут допускаться «чуждые идеологии и ценности». Элиты которого Москва намерена воспитывать и растить у себя.

Но вот проблема. РФ выбирает функционал жандарма. Жандарм может быть только один. Экономика у Кремля не в приоритете - мол богатые «охраняемые» заплатят.

Возникает вопрос: какой же функционал могут иметь соседи, ориентированные на Россию. Ведь любая модернизация - это «импорт чуждых идей». А контакты «в бизнесе, культуре и науке» Кремль намерен контролировать.

В таком случае поле функциональных нагрузок сужается. Это может быть или «поставщик пушечного мяса для защиты российских интересов». Или «недоразвитая периферия империи, поставляющая часть товаров на внутренний рынок».

Оба варианта не сулят ничего хорошего. Именно поэтому фраза «Карфаген русского мира должен быть разрушен» (КРМДБР) - вынужденная необходимость. Это уже не философия. Россия несёт угрозу развитию. А значит нашему будущему и будущему наших детей. Поэтому КРМДБР - вопрос выживания.

Игорь ТЫШКЕВИЧ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини