Установка «государство должно» воплощает инерцию советской идеологии
Известный кино-персонаж говорил: «Голова - предмет темный и исследованию не подлежит...». К счастью, вторая часть крылатого выражения не соответствует действительности. И не то, что бы «темнота» уже была существенно развеяна, но многие закономерности психики известны достаточно хорошо. По крайней мере, для измеримой оценки их влияния на различные сферы человеческого общежития. Особый интерес, на наш взгляд, представляет влияние мировоззренческих установок на организацию и ведение бизнеса. Так, на постсоветском пространстве в предпринимательской среде можно часто встретить парадигмальную установку «государство должно...». Вместо многоточия подставляйте десять тысяч формулировок - не ошибетесь, все это «оно должно»...
Проблема не столько в абсурдности данной квази-религиозной позиции, сколько в ее не всегда очевидной опасности - для бизнеса, общества, государства и самих людей, «населяющих» эти формации. Мы уже останавливались на примере того, как государство США учится у бизнеса. На самом деле, не может быть наоборот. Культура предпринимательства (в широком смысле) тождественна, по сути, человеческой культуре и поэтому намного старше феномена государственности (в современном ее варианте).
Это как многотысячелетняя эволюция биологического вида и промежуток жизни одной особи. Оно (государство) понятия не имеет о реальных нуждах бизнеса и не имеет мотивации эти нужды познать. Оно всегда будет на шаг (или на десять) отставать от бизнеса. Рассуждения о том, что государство «живет» за счет налогов, которые платят бизнес и поэтому оно должно этот бизнес лелеять и стимулировать - либо наивны, либо лицемерны. Само по себе, государство - безжизненное образование. Еще древнегреческий философ Эпикур лаконично и емко определил государство, как «договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». То есть, в основе идеи государства лежит потребность предпринимателя в инструменте арбитража и аллокации. Грубо говоря, государство «изобретено» и «нанято» бизнесом, а уж никак не наоборот!
Теперь немного психологии. Зрелая личность отличается от инфантильной, в первую очередь, тенденцией брать ответственность за свою жизнь на себя (интернальность). Незрелая личность - экстернальна, ей все вокруг должны по сценарию родительского долженствования перед ребенком. Психологическая природа предпринимательства глубоко связана с интернальностью индивидуума, его личностной зрелостью и свободой. Как следствие, одним из главных критериев зрелости общества является - распространенность свободного предпринимательства. Демократическое государство является арбитром и аллокатором зрелого общества.
В свою очередь, установка «государство должно...» воплощает инерцию советской идеологии. Такой тип государства является примером общественного «договора» о радикальном отказе от ценностей зрелой личности в обмен на удовлетворение потребности в колбасе и туалетной бумаге. Если государство нам «должно», то автоматически это означает, что мы «не имеем права» на что-либо, не предусмотренное государством... По мнению Нобелевского лауреата Альберта Швейцера: «когда коллективы воздействуют на индивида сильнее, чем индивид на них, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина - духовные и нравственные задатки человека». С этой точки зрения, формула расчета «кому и сколько должно государство» теряет индивидуальный, а значит предпринимательский смысл...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки