Лукашенко решил проблему признания парламентских выборов
В Беларуси прошли очередные выборы. Парламентские. Избирались депутаты нижней палаты - Палаты представителей. Выбрали и членов верхней палаты, но это уже отдельная история. Дело в том, что часть депутатов верхней палаты избирается депутатами местных советов, которые вычищены от инакомыслия. Потому проблем не могло возникнуть в принципе. Ещё одна «группа сенаторов» и вовсе назначается президентом напрямую.
Таким образом имеет смысл говорить о выборах, в которых участвуют граждане. То есть о депутатах нижней палаты. И тут есть пара интересных аспектов.
- Проведение свободных и справедливых выборов - было основным требованием отмены санкций в отношении Лукашенко. Санкции приостановлены давно. Выборов нет.
- Беларусь достаточно активно налаживает контакты со странами ЕС и США. Лукашенко нужны деньги на экономические преобразования и доступ к технологиям. Последнее даже важнее, если проанализировать озвученные и принятые официально планы трансформации государства. Но вот беда - основные партнёры «взяли паузу» до подведения результатов парламентских выборов. Общие разговоры есть, «подписание рамочных соглашений» тоже. Но Лукашенко нужны не «рамочные соглашения» - ему нужна конкретика.
- В Беларуси последние пару лет начинают проявляться новые тренды во внутренней политике. Власти ставят на осторожную беларусизацию. Ключ не в языковом вопросе: наблюдается поддержка идеологем, подчёркивающих беларускую национальную идентичность. Это, естественно, не особо нравится Москве.
- В планах правительства на ближайшие 5 лет (официально принятых планах) - выход из-под критичной зависимости от российского рынка. Политика идёт в том же ключе. Типичный пример - продолжающиеся газовые споры о ценах на 2016 год. Да, цены нет - Москва газ поставляет - беларусы сумели подписать такой контракт в своё время. Кремлю это, естественно, тоже не нравится. Как не нравится отказ Беларуси от продажи части ключевых активов. В первую очередь в ВПК.
- Российская Федерация как минимум год проводит «осторожную информационную атаку» на Беларусь. Кремль вкладывает в головы своего населения, что «союзник» не такой уже и «союзник». И Лукашенко, мол, не идеальный руководитель союзного государства.
Таким образом Лукашенко необходимо было решить задачу признания выборов со стороны развитых стран. При этом нивелировать угрозу российского вмешательства в процессы. Стоит добавить, что менять избирательное законодательство и правоприменительную практику никто не собирался и не собирается. То есть надо провести не демократические выборы, которым запад будет рукоплескать, а Кремль при этом счастливо улыбаться продолжению новой беларуской политики.
Выборы в Беларуси как они есть
Для начала поговорим о беларуских выборах. Тема раскрыта в отчётах наблюдательных миссий за последние 15 лет. Ничего не изменилось.
С одной стороны, вроде как есть люди, которые голосуют. Но голосуют со своими нюансами. Например, есть такое понятие как досрочное волеизъявление, которое начинается за неделю до даты голосования. Для многих категорий граждан (бюджетники, студенты) таковое является фактически добровольно-принудительным. При этом урны с бюллетенями находятся в кабинетах. Даже ночью. Без всякого наблюдения со стороны общественности. Удобный инструмент. Потому никого не удивляет, что данные «досрочного голосования» зачастую кардинально отличаются от результатов подсчёта бюллетеней, вкинутых в день выборов.
Вот на этом подходим к подсчёту голосов, который проходит при наблюдателях. Здесь также существует беларуская специфика. Наблюдатели должны находиться «на расстоянии, не препятствующем подсчёту». Как правило это не менее 10 метров. При этом стол с бюллетенями надёжно закрыт спинами и филейными частями членов комиссии. Для иллюстрации дам фото корреспондента газеты «Интекс-пресс» из моего родного города
Ах, да, чуть не забыл: фотографировать можно лишь с разрешения председателя комиссии. Если нет - удаление с участка. Зачастую всех наблюдателей. Комиссия просто принимает соответствующее решение, а милиция «выносит под белы рученьки». Иногда сразу в КПЗ.
Читайте также: Пять базовых сценариев Кремля по свержению Лукашенко
Выдвижение кандидатов - отдельная тема. Они могут быть выдвинуты «трудовыми коллективами», «путём сбора подписей граждан» либо политическими партиями. Первый вариант для оппонентов А. Лукашенко закрыт. Второй... Достаточно 15% ошибок, либо помарок на подписном листе и он «бракуется». Весь. Несколько «забракованных» листов = нет регистрации кандидатом в депутаты. А еще остаются такие занимательные приёмы как отказ в регистрации из-за «неразборчиво написанных данных в пакете документов». Которые заполнялись (в предыдущие кампании) «от руки» - бланки в электронном виде комиссия не выдаёт.
И, наконец, сами комиссии. Они формируются местными органами власти. Теоретически, граждане могут предложить свою кандидатуру. Политические партии и общественные объединения так же. В реальности комиссии собираются на основе работников одного предприятия. Руководитель он и тут руководитель. Подчинённые тоже. Число «неблагонадёжных» никогда не превышало 2-3% от количества лиц, проводящих выборы.
Не удивительно, что от выборов в к выборам независимые наблюдатели фиксируют низкую явку (кроме, возможно, президентских выборов). Люди понимают, что «голосуй не голосуй - всё равно получишь... правильный подсчёт голосов». Доходит до смешного. В прошлые годы наблюдатели умудрялись получать данные о «финальном подсчёте голосов по участкам» до начала голосования. Цифры удивительным образом совпадали с результатом. А в этом одна из оппозиционных газет задолго до голосования опубликовала список будущих депутатов. Прогноз сбылся на 96%.
Читайте также: Bloomberg: В белорусский парламент после 12-ти лет изгнания возвращается оппозиция
Ну и наконец, интересно то, что происходит после. По прошествии практически каждой электоральной кампании некоторое количество беларусов лишаются бизнеса, места работы. Или вообще отправляются на отсидку. Это те, кто зачастую не являясь членом оппозиционной партии, рискнул сам выдвинутся кандидатом в депутаты. И, вероятно, (а это установить трудно - ведь считают голоса так как считают) показал неплохую электоральную поддержку.
И перед Лукашенко стояла задача, чтобы ЕС, США и ряд международных организаций признал такие выборы. Ведь менять правило ему совсем не хочется.
То есть провести голосование, объявить результаты и обеспечить отсутствие массовых протестов. Последняя задача имела новую грань: кроме привычных противников в события могла вмешаться Российская Федерация. Заявлениями о «недемократичности». Либо поддержкой уличных протестов. Даже под демократическими и националистическими лозунгами. Тем более, что опыт подобного вмешательства у Кремля есть. Москва не меняла Лукашенко, но регулярно пугала его поддержкой либо участием в создании «оппозиционных» групп. А последние пару лет под эгидой РПЦ развернула целую сеть «патриотических кружков и организаций». Финансировало всю это активность известное Россотрудничество.
Реальные задачи и реализация планов
Задачи сложные. Выход команда Лукашенко нашла в реализации двух давно апробированных подходов:
- Слово «прогресс» - то, что недооценивают, например, украинские политики в разговорах с западными партнёрами. В ЕС могут долго красиво говорить. Но ключевым для них есть сравнение «было» и «стало». То есть если есть движение а не только разговоры - позитив. Как, например, в приостановке санкций в отношении Беларуси. В 2015 году были 6 «признанных» политзаключённых и ещё 6 «о которых спорили». Летом осталось 0 признанных и 4 «спорных». То же самое необходимо было сделать на выборах.
- »Лозунги в обмен на деньги». Этот принцип работал в отношении РФ. Беларуское руководство долго и красиво говорило о братской любви (проводя свою политику). Кремль за это всё платил. Схема не идеальна - давала осечки - Москва иногда получала контроль над активами в Беларуси. Тем не менее за 16 лет «интеграции Беларуси и РФ» процесс не завершён. Абхазия и Северная Осетия по мнению беларуского руководства часть Грузии. «Война за калийный рынок» закончилась поражением С. Керимова. И даже больше - беларусы получили контроль над частью акций российского «Уралкалия». Да и в украинском конфликте «синеокая» занимает свою позицию. А разговоры о «российских военных базах» остались разговорами.
В деле обеспечения «прогрессе» Лукашенко пошёл, естественно, не по пути изменения законодательства. Принципы организации выборов его вполне устраивают.
С другой стороны в 2016 году регистрацию прошло достаточно большое количество кандидатов. На государственном телевидении не особо «резали» предвыборные выступления.
Массовые акции как в рамках предвыборной гонки так и вне её уже не разгонялись разу. А участников потом «наказывали штрафом». Никто не сел. Это, как ни крути, прогресс.
В день голосования вообще доходило до анекдотичных ситуаций. В Беларуси отдавали свой голос и розовая пантера, и Дарт Вейдер, и Чупакабра. Причём, в отличие от Украины, процесс шёл спокойно. Вейдеру так вообще цветочек и Избирательный кодекс подарили. А ещё год назад таких персонажей уложили бы «мордой в асфальт» метров за 100 от участка. Снова прогресс.
И, наконец, результаты выборов. В парламенте будут как минимум два человека, которых можно отнести к «оппозиции».
Елена Анисим - заместитель председателя «Таварыства Беларускай Мовы». Старейшей культурно-просветительской организации независимой Беларуси. Её избрание не вызвало никаких вопросов. Шла по округу, где действительно пользуется популярностью. Власти не выставляли сильного оппонента, а комиссии всего лишь считали голоса (то есть действительно считали). Избрание госпожи Елены было прогнозируемо и даже необходимо власти. Лукашенко нужно было продемонстрировать, что заданный тренд на «беларускасць» - это всерьёз. Продемонстрировать внутри страны. Своим управленцам.
Анна Конапацкая. Активист Объединённой гражданской партии. Тут ситуация намного интересней. Одним из её оппонентов была Татьяна Короткевич - бывший кандидат в президенты. Выдвинутая от кампании «Говори Правду». Движения, интересного тем, что оно возникло в период чрезвычайного охлаждения российско-беларуских отношений 2008-9 годов. А господин Федута, один из основателей ГП, во время прямой линии на сайте «радио Свобода» признавал «российское» происхождение части бюджета организации. Правда, назвал эти средства деньгами «беларусов, проживающих в России».
В результате получилось, что лидера достаточно мощного движения опередила доселе малоизвестная активистка. А если учесть, что в Татьяну Короткевич и её «раскрутку» было вложено огромное по беларуским меркам количество средств - это удар ещё и по самому движению «Говори Правду». Которому придётся объяснять спонсорам такую удивительную «эффективность» своей кампании.
Ну и, наконец, данная комбинация вбивает клин между двумя структурами - ОГП и ГП (интересная игра аббревиатур «Объединённой гражданской партии» и «Говори правду»). Тем более, что конфликт между ними имеет давние корни. Ведь «серый кардинал» ГП в своё время пытался сделать партийную карьеру. А потом просто «перекупал» активистов в ново созданное движение.
Третья «неожиданность» - избрание депутатом «кОзака» Улаховича. В Беларуси «казачества» как то не было исторически. Украинские казаки бывали лишь «наездами» во время войн. Российские казаки приехали уже как часть имперского оккупационного войска. На первый взгляд победа «козака» - кивок в сторону РФ. Но тут не всё так очевидно. В стане есть несколько «козаческих» структур. Которые конфликтуют между собой. И имеют разный уровень связи с Кремлём. Улахович - лидер наименее завязанной на Москву структуры. Некоторые товарищи из РФ успели порадоваться избранию адепта «русского мира», но вот беда, сам Улахович дистанцируется от данной идеологемы. А месяц назад заявлял дословно следующее о партии своего конкурента на выборах: «Эта партия Русского мира. И я буду с ней бороться. Я - патриот Беларуси, а не патриот славянизма».
Таким образом Лукашенко обеспечил «прогресс». Ведь оппозиции не было в парламенте, а теперь есть. Кроме того прогресс касался и процесса голосования. Тут тебе и прозрачные урны и лояльное отношение милиции. И даже наблюдателям разрешили подойти ближе - метров на 5-6 вместо привычных десяти.
Этого стало достаточно, например, для ОБСЕ. Они не могли назвать выборы «демократичными». Но придумали новый термин - «эффективно организованные». Не поспоришь. Что касается нарушений - в заявлении говориться о наличии прогресса и «недостаточной скорости изменений». То есть Лукашенко получил то, что хотел.
Оставалась Россия. С одной стороны Улахович - неплохой жест. Но его заявления о «русском мире» рано или поздно выплывут в российских СМИ. А таковых было множество начиная с 2014 года.
Картину портили и, извините за тавтологию, картинки беларуской реальности. Думаю, напишу вскоре отдельный текст, почему СМИ из-за поребрика так часто обвиняют мою Родину в росте национализма. В том числе на государственном уровне. А пока приведу три примера этого лета:
- Совет министров Беларуси расширяет список культурного наследия. И значительная доля объектов, включённых в него связана с антироссийским восстанием 1863-1864 годов. Для тех, кто не знаком с его историей просто скажу, что повстанцы издавали газету. И вот цитата из неё: «Ад маскаля і паноў няма чаго спадзяваціся; бо яны не вольнасці, а глуму і здзерства нашага хочуць». Или ещё одна «Суды маскоўскія - гэта воўчая яма, гдзе не разбіраюць, чы за табой праўда, чы не, а скубуць адно як могуць. Бяспечнасці пад маскалём ніякай няма». И ещё «А што граху набярэшся перад Богам, спрыяючы Маскалёві, таго ніколі Бог не даруе». И, наконец, вывод: «хутчэй прагнаць Маскаля з яго сабачым рондам, .... каб на век вякоў народ наш быў вольны і шчаслівы». Это так, навскидку. Там можно каждый абзац на цитаты разбирать.
- В Беларуси в части поступила РСЗО «Полонез». Такой себе симбиоз системы залпового огня и тактического ракетного комплекса - может поражать 8 разнесённых целей на расстоянии более 200 км. «Полонез» создавался в секрете от «союзника» - с китайцами. Там же, в КНР, проводились и первые испытания. А на вооружение система поступает в ракетные бригады, расположенные... в восточной части страны. Поближе к российской границе.
- Беларусь принимает новую военную доктрину. Основа которой - противодействие гибридным войнам. А Лукашенко заявляет, что НАТО у западных границ государства - не угроза для Беларуси.
С одной стороны Беларусь с благодарностью распределила «квоту на трёх спортсменов», которая ей досталась от МОК в результате отлучения «союзников» от игр. С другой - появилась возможность заявить «о солидарности». Так возник российский флаг на церемонии открытия. Нёс его этнический русский. Более того, не член делегации, а «гость руководителя».
Этого было достаточно для того, чтобы российские СМИ (как черносотенные так и якобы «нейтральные») зашлись в экстазе. Информационная атака на беларуского диктатора приостановилась. Более того, пошли материалы про «братский народ», «дружбу навеки» и так далее. Флаг был вынесен 8 сентября. День голосования -11. Российским СМИ, конечно, не привыкать быстро менять темники. Но разворот на 180 градусов за один день проблематичен. Тем более, что Беларусь 9,10 и 11 давала новые поводы. То МИД заявит про гражданскую позицию. Потом пресс-служба Лукашенко назовёт «мужиком» флагоносца. Так дотянули до подведения результатов голосования. Кому интересно - чуть более подробно высказывался на эту тему в видео.
Но нейтрализации русских СМИ мало. Ведь формат «лозунги в обмен на деньги» предполагает и оплату. Информация об этом пришла быстро. Вчера Лукашенко распорядился «решить вопрос цен на газ или найти альтернативные поставки». Напомню, речь идёт о ценах на 2016 год. Москва газ поставляет - Минск платит столько, сколько считает нужным. Такой контракт. Его, кстати, подписывали в то же время, когда украинская делегация соглашалась на формат «бери или плати».
Таким образом можно констатировать, что свои задачи на выборах Лукашенко решил. Они будут признаны, ЕС и США будут работать с Беларусью. Со Штатами решается и вопрос возвращения послов. В европейских разборках Беларусь ставит на страны Вышеградской группы, Италию и Британию. Достаточный набор «адвокатов», чтобы разговаривать со своих позиций с Парижем и Берлином.
Что касается беларуской оппозиции, увы, она пока в глубоком кризисе. В этой кампании оппоненты Лукашенко играли по его правилам. Спорили участвовать или не участвовать, гадали «кого пропустят». Новых идей практически не было. Зачем далеко ходить - значительная часть депутатов использовала старые программы своих партий. Как будто за последние два года в стране и вокруг неё ничего не произошло.
Читайте также: Фельштинский: Оккупация Беларуси Россией - только вопрос времени
Да и далее, первые интервью уже депутатов - имеем разговор о президентской кампании. Которая, к слову, будет через четыре года. А выборы местных советов уже скоро. И можно было бы готовиться, обкатывать активистов. Тем более, что «прогресс» в понятии европейцев предполагает новые приятные сюрпризы в кампании. Но сценарий написан, роли распределены. И играющие роль оппозиционеров твёрдо придерживаются заданных рамок. Увы.
А с другой стороны события, которые последуют в ближайшее время в Беларуси весьма интересны как для жителей страны так и для соседних государств. Это и активизация на китайском направлении и продажа «беларуских реформ». И, в конце концов, попытка зацепиться за рынки Next Eleven. Это ещё одна группа потенциально мощных государств. (В Украине пока говорят исключительно о ЕС или, в крайнем случае о БРИКС. А зря). Ну и развитие сотрудничества (политического, военного, экономического) со странами региона так же нельзя сбрасывать со счетов. Ведь в программе действий беларуского правительства на ближайшее время есть задача уменьшить долю РФ во внешней торговле до 30-35%. Найдя новые рынки - развитые страны и так называемая «широкая дуга» (развивающиеся государства, BRICS, Next Eleven).
Будет интересно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки