Atlantic Council: Иные жертвы войны в Украине
Украина уже давно является страной, ассоциирующейся с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией женщин, но последние сообщения о фактах торговли людьми, активизировавшейся вследствие войны на востоке Украины, придали непрекращающемуся кризису новой остроты. Новостные статьи рассказывают леденящие душу истории о рабском труде в лагерях, о детских борделях, наркокурьерах и детях-солдатах, ситуация стала столь драматичной, что межфракционное депутатское объединение украинского парламента "Равные возможности" распространило заявление с просьбой в адрес ООН, ЕС и МИДа Украины о расследовании и судебном преследовании лиц, ответственных за эти преступления.
В конфликтные и постконфликтные периоды растет уровень торговли людьми, этому получены убедительные документальные доказательства в Восточной Европе, особенно на Балканах, в Чечне и Приднестровье, и там, где происходят более поздние конфликты, например, в Ираке и Сирии.
В Украине война, вынужденное перемещение и экономический кризис привели к увеличению числа людей, восприимчивых к торговле людьми; 21% населения сейчас считается уязвимым. В Украине насчитывается 1,7 миллиона внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), 1,4 миллиона человек бежали в соседние страны с начала конфликта в 2014 году. Беспрецедентное количество вынужденных переселенцев, мигрантов и лиц, ищущих убежища, в сочетании с экономическим кризисом, создали благоприятные условия для торговли людьми.
Существуют доказательства и свидетельства об использовании в боевых действиях со стороны российских оккупиантов и коллаборантов детей-солдат, а также о принудительном привлечении мужчин и мальчиков к участию в вооруженном конфликте. Есть сведения, что российские оккупанты и коллаборанты похищают женщин и девочек в целях сексуальной и трудовой эксплуатации. В недавнем докладе говорится, что 5000 заключенных в ОРЛО подвергаются эксплуатации в качестве рабов, что напоминает ГУЛАГ, еще один отчет с похожими историями об использовании рабского труда в ОРДО должен быть выпущен в следующем месяце.
Читайте также: BBC: Новый ГУЛАГ. В тюрьмах ОРДЛО заключенных превратили в рабов
По оценкам глобального индекса рабства, в рабстве сегодня находятся примерно 210,400 украинцев, что представляет собой двукратное увеличение в сравнении с довоенными оценками. В отчете перечислены наиболее часто встречающиеся формы рабства, зафиксированные в 160 странах. Украина с 86-го места в 2013 году в 2016-м поднялась до 25-го. В соответствии с данными Международной организации по миграции страна классифицируется как источник, страна-транзитер и страна назначения для торговли людьми – мужчинами, женщинами и детьми, предназначенными для принудительного труда и сексуальной эксплуатации; Украина остается одной из основных стран происхождения тех, кто стал жертвой торговли людьми. Принудительный труд по-прежнему, как и до кризиса, остается наиболее распространенной целью торговли людьми, но статистика оказания помощи пострадавшим демонстрируют сдвиг в идентификации жертв от "преимущественно мужчины" к "преимущественно женщины", что указывает на глубокое влияние войны на женщин.
Несмотря на возросшую уязвимость украинцев, число зарегистрированных жертв торговли людьми в сравнении с довоенным периодом сократилось на 18%, благодаря вниманию и ресурсам, которые в настоящее время направлены на борьбу со ставшими самыми насущными проблемами, такими как война и положение в стране вынужденных переселенцев. Торговля людьми – неощутимое в начальной стадии проблемное явление, которое не генерирует жертвы сразу после того, как активизированы факторы, позволяющие ему существовать. Как следствие, часто наблюдается лаг примерно в два года между тем сроком, когда экономические кризисы или конфликты возникают, и тем, когда начинают появляться жертвы.
Министерство социальной политики является национальным координатором по борьбе с торговлей людьми в Украине, но оно же – ведущее учреждение, ориентированное на кризис внутренне перемещенных лиц, это привело к серьезным перегрузками в процессе регистрации. В результате акцент внимания министерства к жертвам торговлей людьми ослаб. После революции также произошли изменения в бюрократической системе, на должности были назначены сторонники новой власти, а все, кто был связан с предыдущим режимом, – заменены. Следовательно, Департамент по вопросам семьи, гендерным вопросам и противодействию торговле людьми Министерства социальной политики Украины получили новых руководителей.
Читайте также: ОРДЛО вошли в десятку негосударственных субъектов с наивысшим уровнем насилия
Представители нынешнего правительства, кажется, более открыты для работы с НПО, чем те, кто находился у власти во времена президентства Януковича, но в законодательном деле прогресс достигнут небольшой – например, потребовалось десять месяцев, чтобы принять новую государственную программу по противодействию торговле людьми – и, похоже, что эффективность борьбы с торговлей людьми в ситуации возникновения новых аспектов не будет высокой . Однако, учитывая, что и до войны факты торговли людьми имели в Украине высокую частоту, важно, что меры по предотвращению этого явления, как на государственных, так и неподконтрольных правительству территориях Украины принимаются до того, как проблема выйдет из-под контроля. Украинская власть должна взять на себя инициативу и отступить от прежней стратегии борьбы, которая заключалась в том, чтобы фокусироваться на проблеме торговли людьми только тогда, когда это необходимо для урегулирования международных соглашений.
Правительство должно делать больше для поддержки НПО, борющихся с проблемой торговли людьми в Украине, и использовать для этого помощь международных доноров, которые работают там, где идет война, с конца 1990-х. Украинские НПО уже не раз демонстрировали свою способность латать дыры, когда правительство не может или не желает нести ответственность. НПО были на местах, когда конфликт начался, и первыми, кто стал оказывать помощь людям. Несмотря на то, что многие из организаций ограничены в возможностях и финансах, они работали, чтобы помочь перемещенным лицам, используя сеть контактов, созданную борющимися с торговлей людьми НПО, местные контакты и социальные медиа. Борющиеся с торговлей людьми неправительственные организации расширили свои миссии: опираясь на контакты по всей стране, полагаясь на свои знания Донбасса и регионов Крыма, они содействуют оказанию международной помощи и указывают направление деятельности другим организациям.
Украинские власти, благодаря этим нововведениям и адаптации, могли бы научиться более эффективно менять на положительную динамику торговли людьми; это единственный способ борьбы с такими преступлениями. Чиновники должны использовать уже существующие законы во время судебного преследования торговцев людьми, правительство также должно обеспечить стабильную помощь НПО, которые поддерживают процесс реабилитации жертв, используя международное финансирование. Наконец, власти могут признать проблему торговли людьми прямой угрозой, имеющей непосредственное отношение к войне на Донбассе, а не рассматривать ее просто как побочный эффект конфликта. Правительство должно прекратить смотреть на торговлю людьми как на побочный продукт войны и считать ее тем, что можно отложить на потом, иначе проблема выйдет из-под контроля и душераздирающие истории станут обычным делом.
Оригинал на Atlantic Council
Перевод – Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки