TIME: Как одна женщина пыталась спасти Украину
Тим Джуда, репортер The Econimist и TIME:
Перед бывшим министром финансов Украины Натальей Яресько стояла невыполнимая задача.
Пару раз я думал, что Наталья Яресько вот-вот расплачется. Но нет, она не расплакалась. Был вечер, май 2015 года, мы сидели на террасе ее дома под Киевом. По ходу нашего разговора, эмоции, сопровождавшие ее усилия спасти Украину от экономического коллапса, рвались наружу. Однако каждый раз министру финансов удавалось сохранить самообладание.
Две ее дочери, одной 17 лет, другой - 11, иногда прерывали наш разговор, задавая вопросы по своим школьным домашним заданиям. "Я чувствую просто невероятное давление", - сказала Наталья. "Само существование Украины, как страны, находится под угрозой, у нас нет иного выбора, кроме как справиться".
Цифры ужасали. В 2014 году объем промышленного производства снизился на 21%, гривна потерял 69% своей стоимости по отношению к доллару. Страна потеряла территории, ресурсы, промышленность, людей и рынки. От 40 до 60% экономики находилось в тени. В первом квартале 2015 года экономика сократилась на 17,6%, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. После того, как страна 23 года прозябала в бедности и часто, в буквальном смысле, была управляема криминалом, задача убедиться в том, что она не обрушится под тяжестью своих долгов и всепроникающей коррупции, легла на плечи Натальи Яресько.
Наталья родилась в 1965 году в Чикаго, и то, что она из простой девчушки из диаспоры превратится в министра финансов, совсем не было очевидно. Когда после выборов в октябре 2014 года ей было предложено занять пост в правительстве, она, помня о своих корнях, поняла, что если не попытается помочь, то никогда себе не простит.
Наталья прибыла в Украину в 1992 году. Это было начало постсоветского экономического коллапса, но было понятно, что страна пребывает в упадке уже в течение многих лет. После сложного периода адаптации Наталья обнаружила, что все больше и больше восхищается "Украиной, которая могла бы быть". Страна находится рядом с Европой, богата различными ресурсами, имеет образованное население, порты и так далее. "Чего же еще просить?"
Лейтмотив украинской истории со дня обретения независимости - упущенные возможности. Мы говорили с Натальей о том, что дорожные строители и другие подрядчики, разворовывая огромные суммы, оставляют дороги в состоянии , соответствующем уровню стран третьего мира. Мы говорили о том, насколько мало людей выплачивают налог на прибыль. "Это порочный круг. Люди говорят: "Почему я должен платить налоги, если правительство не дает мне хорошие школы и больницы, как это должно быть? А правительство, в свою очередь, не имеет денег, чтобы обеспечить эти потребности, поскольку люди не платят налоги".
Когда в 2013 году президент Янукович заявил, что не подпишет соглашение с Европейским Союзом, после чего начались демонстрации, Наталья стала помогать протестующим. Няня ее детей готовила сытное жирное мясное рагу, и относила людям на майдане Независимости, объясняя, что им нужен жир, чтобы перенести холод.
Через девять месяцев после окончания протестов к Наталье пришли представители новоизбранного украинского правительства. Через несколько дней ей была предложена должность министра финансов. Она получила украинское гражданство, как только она вступила в должность. В первые дни работы один из ее двух помощников спросил, будут ли они получать обычные денежные бонусы.
Оказалось, что министр должна была подкупить их для того, чтобы они не брали взятки от людей, заинтересованных в сведениях о расписании министра и другой ценной информации. После того, как она твердо ответила отказом, один помощник сразу отказался от работы, второй все-таки остался.
Ведение переговоров с МВФ и должниками Украины было сложной задачей, но попытаться заставить систему работать по прозрачным правилам - было совсем другим делом. Унаследованная от Советского Союза система была устроена так, что занимающий главную должность человек берет на себя всю ответственность, поэтому абсолютно никто из подчиненных министра ответственностью не был обременен.
Министерские служащие были научены проверять, имеют ли конкретные действия последствия для бюджета и законны ли они, но совсем не умели решать проблемы.
Положительным моментом Наталья считает то, что Украина сейчас толерантна, как никогда раньше. Она вспоминает о своей встрече с министром финансов одной из стран Евросоюза, который сказал ей, что хочет поговорить о "дискриминации" русскоязычного населения в Украине.
Беседа происходила в офисе Яресько, где в равной степени звучат украинский, английский и русский языки. Напоследок она сказала: "Сегодня для того, чтобы быть украинцем, нужно быть членом этого общества, а не этническим украинцем". И это именно то, что выросшая в Америке Наталья Яресько, очень рада видеть.
Оригинал - TIME
Перевод - Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки