Решения Европы по принципиальным вопросам ‒ это импотенция и позор
Региональный парламент Валлонии отказался предоставить правительству Бельгии право подписывать соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве Европейского союза и Канады. Теперь это соглашение, к которому у большинства европейцев было куда меньше претензий, чем к аналогичному договору с Соединенными Штатами, вряд ли будет подписано на саммите Европейский союз ‒ Канада 27 октября. Таким образом, под вопросом остается сама стратегия свободного экономического развития европейского континента.
Первый звонок, который продемонстрировал все несовершенство Европейского союза с точки зрения принятия ответственных решений и движения вперед, был связан с Украиной. Это произошло, когда на консультативном референдуме в Нидерландах большинство участников отвергли соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.
Вся история с этим референдумом ‒ пример безответственности и популизма. Популистским был сам нидерландский закон, который фактически ставил под сомнение смысл выборной демократии и подменил ее охлократией. Безответственным стало предоставление избирателям возможности ставить под сомнение международные обязательства государства и голосовать за многосторонние соглашения, согласие с которыми должно быть обусловлено самим желанием участвовать в Евросоюзе и решаться парламентариями. Безответственной стала позиция правительства и парламента Нидерландов после референдума ‒ политики этой страны просто боятся бросить вызов популизму.
Но мы обычно уговариваем себя тем, что дело не в европейцах, а в нас. И реформы у нас не идут, и коррупции слишком много, и боятся войны на наших границах. Европейские бюрократы предпочитают поддерживать нас в этом самобичевании. И вместо того, чтобы признать, что Брюссель не способен выполнять собственные обязательства ‒ и относительно соглашения об ассоциации, и относительно визового режима ‒ продолжают выдвигать требования и читать нотации. Возможно, европейцы действительно верят, что дело в нас, а не в них? Такое самозомбирование у людей наблюдалось в советские времена, да и сейчас заметно в России.
Потому что дело ‒ не в Украине. Дело в неэффективности институтов Европейского союза, в недоработанности механизмов принятия решений, в победе популизма, безответственности и глупости над ответственностью и прагматизмом. То, что сегодня происходит с решениями европейских институтов по принципиальным вопросам ‒ это импотенция и позор.
Когда дело касается Украины, можно, конечно, делать вид «цивилизаторов». А когда дело касается Канады? Соединенных Штатов? Тоже отсутствие реформ? Коррупция? Война? Или, может быть, что все канадцы уйдут в Бельгию, а американцы ‒ в Австрию? Вот смеху будет!
Но все это ‒ не смешно, а грустно. Потому что первая страна ‒ Великобритания ‒ уже проголосовала за выход из Евросоюза. И это решение должно стать не только доказательством безрассудства англичан, но и диагнозом для европейских институтов: они терпят поражение.
Если Евросоюз не найдет возможности выстроить эффективные механизмы принятия многосторонних решений, ему несдобровать. И нам вместе с ним.
Виталий Портников для radiosvoboda
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки