Медицина в Украине: взгляд из Канады
Сегодня разговор пойдет не о женских болезнях, диагностике и лечении, а о состоянии украинской медицины и системы здравоохранения в свете моих впечатлений после делового визита в Украину в конце сентября-начале октября 2016 года.
Совершенно неожиданно семинары и выступления перед медицинскими работниками совпали с выходом во Львове книги "Посібник для вагітних", что сделало мою поездку чрезвычайно насыщенной на события, встречи, новые знакомства и бесконечные разговоры-обсуждения насущных тем, касающихся здоровья женщин, украинской нации в целом, нововведений со стороны МОЗ, запретов абортов в Польше и многого другого.
В течение двух недель мне пришлось побывать в Ивано-Франковске, Львове и Киеве, мотаясь по кругу из одного города в другой. Очень порадовало состояние железных дорог и оказание услуг в поездах - чисто, вежливо, своевременно.
Практически, мой рабочий день начинался очень ранним утром, заканчивался поздним вечером и сопровождался постоянным передвижением с одного пункта в другой, встречами с людьми разных профессий, а не только коллегами, в том числе с журналистами, сотрудниками радио и телевидения. Я не знаю, откуда я черпала энергию, чтобы спокойно выдержать такой интенсивный график жизни и работы, но, очевидно, положительные эмоции, встречи со старыми друзьями и знакомства с новыми интересными людьми, плодотворные и успешные мероприятия позволяли мне прожить каждый день полноценно с чувством удовлетворения и радости, что день прошел не зря.
Вся работа проходила на трех уровнях, причем параллельно и почти одновременно: на уровне людей без медицинского образования, на уровне моих коллег, будущих врачей, людей с медицинским образованием, и на уровне управления системой здравоохранения, то есть министерством здравоохранения Украины.
Читайте также: Реалии медицины в Украине: скорая помощь, которая не может оказать помощи
Интересно, что темы обсуждаемых вопросов на разных уровнях почти совпадали, что позволило услышать и проанализировать мнение очень многих людей, сопоставить факты, почувствовать настроение разных слоев населения, потребности людей в отношении улучшения их здоровья и медицины в целом.
Меня не покидало чувство роста прогресса, который выражался не только активной заинтересованностью людей в улучшении состояния медицины, но и тем огромным количеством сторонников изменений к лучшему, пониманием необходимости этих перемен, которые не всегда проходят гладко и быстро.
Я была в Украине в 2013 и 2014 году, и раньше тоже, но только сейчас я увидела реальное начало движения прогрессивных людей, уже не просто обсуждающих актуальные темы где-то за кухонным столом в кругу родных и друзей, но создающих группы единомышленников, использующих социальные сети и средства массовой информации, помогающих друг другу и ряду организаций в продвижении передовых идей и знаний.
Конечно, все это ассоциируется с молодыми весенними побегами, все еще слабыми и нежными, которым угрожают и морозы, и ливни, и град, и сорняки. Противостояние со стороны тех, кто удачно приспособился при любой власти не просто выживать, но и наживаться на других, сколачивать свои доходы, и которым чужд сам прогресс к изменению устарелых порядков, огромное.
Коррупция, взяточничество, кумовство все еще процветают на любом уровне в любой отрасли человеческой деятельности в Украине, а отсутствие реально действующих законов и неподкупной системы правосудия не позволяют менять состояние экономики, образования, медицины к лучшему быстрыми темпами. Тем не менее, тенденция к лучшему наметилась - важно ее не заглушить бездействием и равнодушием.
Уровень людей без медицинского образования
Я начала свою просветительскую деятельность более 10 лет тому назад как раз среди людей без медицинского образования, потому что мои украинские коллеги воспринимали меня часто негативно, с определенным осуждением за мою смелость противостоять их устаревшим методам диагностики и лечения, в то время как их пациенты оказывались жертвами загнивающей из-за отсталости системы здравоохранения.
Объемные схемы обследования и лечения шокировали меня совершенно нерациональным подходом, далеким от передовой медицины развитых стран. В то же время, почему-то никто в течение двадцати пяти лет независимости Украины не поднимал вопрос отсутствия государственной медицины в реальности, хотя ни в одном документе МОЗ не было намека на оплату услуг лечебных учреждений из кармана больных людей.
Я никак не могла понять, как "благотворительные взносы" могут быть обязательными, при этом существовала определенная "такса", и без этих взносов больной человек не мог получить профессиональную медицинскую помощь, не говоря уже о стоимости других видов услуг. Главное, большинство людей с этим мирилось, и эта тема практически нигде никем не обсуждалась публично.
Вообще, весьма странным является апатия людей отстаивать свое право на качественную медицину. Ради славы и популярности какого-то политического деятеля на пикет перед Верховной Радой выйдут не просто сотни, а тысячи людей. Понятно, что многим заплатят за участие в политической акции.
Но когда речь идет о беспорядках, самоуправстве, коррупции в лечебных учреждениях, в системе здравоохранения, то практически никто не протестует. Очевидно страх за здоровье, и особенно за жизнь, и отсутствие возможности сравнить разные системы здравоохранений, плюсы и минусы медицины в разных странах мира, не позволяют людям понять, что состояние дел катастрофическое.
Второе место Украины по уровню смертности во всем мире (хуже уже некуда) нигде никем не обсуждается, хотя это означает, что украинские люди умирают колоссальными темпами при наличии наибольшего количества лечебных учреждений, коек и врачей на душу населения.
Тем не менее, радует то, что большее количество людей, особенно в ходе общения с друзьями и родственниками из-за границы, после поездок в разные страны мира, начинает понимать, что полагаться на врачей и систему здравоохранения сейчас невозможно.
Многие начали понимать, что в украинской медицине доминирует коммерция, где в течение нескольких лет отшлифованы схемы "врачи-лаборатории-аптеки", где любой здоровый человек автоматически превращается в больного, а точнее клиента, ходячий кошелек. Практически всюду проводится трафаретное обследование, трафаретное лечение, шокирующее огромным количеством "ненужного", в том числе так называемых фуфломицинов.
Читайте также: Медицина в СССР, как это было. ФОТО 18+
Контролировать ситуацию с оценкой действий медперсонала людям без медицинского образования не просто. В таких случаях необходимо повышение самообразования, однако источников с достоверной информацией на русском и украинском языках чрезвычайно мало.
Весь интернет заполнен устарелой, ложной информацией. Иностранными языками владеют единицы, но без соответствующего образования в медицине им трудно усвоить многие медицинские темы. Остается надежда на тех прогрессивных врачей, которые занимаются просветительской работой и охотно делятся доступным для понимания материалом на тему здоровья, науки и медицины. К счастью, таких врачей становится больше. И это радует!
Я считаю, что большую роль в улучшении ситуации с здравоохранением могут сыграть общественные организации, объединяющие не просто единомышленников, но участвующие в просветительской работе, помогающие прогрессивным врачам проводить семинары и конференции, в том числе для своих коллег, как например это делает "Родители за вакцинацию". Таким организациям необходимо объединяться, привлекать известных людей и использовать все возможности влияния на народ и правительство.
Уровень людей с медицинским образованием
За весьма короткий период времени мне довелось выступить перед большой аудиторией врачей и медсестер, будущих врачей, будущих акушерок и медсестер, что говорит об возрастающем интересе к прогрессивной медицине среди этой категории людей. Родильный дом, медицинская академия, репродуктивный центр, медицинский колледж, кардиологический центр, онкодиспансер, частные клиники - это далеко не все лечебные и учебные учреждения, которые я посетила для проведения семинаров и лекций, а также ради встреч с коллегами.
Судя по возрастающему количеству подписчиков моих социальных страничек, среди людей, разделяющих мои взгляды и поддерживающих меня в просветительской работе, появляется больше людей с медицинским образованием, особенно моих коллег. Радует то, что многие прогрессивные врачи начали объединяться в группы в социальных сетях и обмениваться информацией, поддерживать друг друга, проводить обучение и обсуждение актуальных тем.
Среди моих коллег есть два серьезных минуса. Большинство из них привыкло работать в приказном порядке, поэтому ждет от министерства здравоохранения новых директив, особенно в отношении протоколов диагностики и лечения различных заболеваний. А так как таких протоколов не хватает, то вакуум нехватки знаний заполняется анархическим подходом, где количество диагностических тестов и всяких лекарств и не-лекарств определяется руководством отделения или лечебного учреждения, некой местной медицинской мафией. Многие врачи открыто говорят о наличии крепостного права в украинской медицине, когда руководство вынуждает врачей подчиняться "местным законам" и шантажирует увольнением и наказанием "протестующих".
Чрезвычайно низкая заработная плата вынуждает врачей превращать взяточничество в своеобразное вознаграждение их труда. Процветает сотрудничество с фармакологическими компаниями и аптеками. С одной стороны, все хотят жить хорошо, чего не сделаешь на одну зарплату. С другой стороны, искушение обмана малограмотных пациентов на фоне отсутствия контроля действий врачей слишком велико.
Если в развитых странах профессиональные общества врачей диктуют направления в обследовании и лечении заболеваний, используя новейшие данные доказательной медицины, то в Украине такие общества не активны, а их издания заполнены недостоверной, часто фальсифицированной ради диссертаций информацией.
Курсы повышения квалификации медперсонала существуют, однако в большинстве случаев они проходят по сценарию "пришел - кому надо и сколько надо заплатил - и уехал на весь период "обучения" домой или еще куда-то". Главное, получен сертификат, поставлена галочка в повышении профессионального уровня.
А чем занимаются многочисленные НИИ и всякие академические учреждения? Получением хорошей зарплаты при практически полном безделье. Главное, что чуть ли не все кандидаты, доктора, профессора, академики. Так почему же такая отсталость в медицине? Почему нет публикаций украинских медицинских "светил" в международных профессиональных изданиях? Информация к размышлению, хотя ответ и так понятен.
Врачи должны понять, что их прогресс начинается с их личного желания быть прогрессивными и повышать свой уровень знаний. Сейчас, при наличии Интернета, открытости многих известных библиотек, скорости распространения информации, учиться и повышать свой уровень знаний можно не выходя из дома или кабинета. Нет времени? Пятнадцать-тридцать минут в день всегда можно найти - было бы желание.
Как важны общественные организации, так важны и организации профессиональные. Врачи страдают нередко не восприятием друг друга, некой кичливостью, если кто-то обрел чуть выше статус или большую популярность, часто работают по принципу "и один в поле воин". Врачей труднее объединить, даже если многие из них хотят работать по-новому. Поэтому очень важно, чтобы мои коллеги понимали, что инертность в ожидании перемен к лучшему без изменения собственного менталитета и личного самоусовершенствования к прогрессу не приведет.
Уровень МОЗ
Имея негативный опыт работы с некоторыми представителями украинской власти в отношении реформы здравоохранения в прошлом, я отнеслась настороженно к новому коллективу министерства здравоохранения Украины. Тем не менее, я следила и слежу за работой министерства давно.
В моем представлении, система здравоохранения Украины и ее административная часть ассоциируется с развалинами огромного дома, в основном из-за запущенности и отсутствия заботящегося трудолюбивого хозяина. Но если на поверхности - руины, в подземелье существует огромное темное царство, где действуют свои порядки и законы, где ведутся дела "избранными", то есть дорвавшимися не только до власти, но и легких источников дохода.
Насколько огромно это темное царство, можно только догадываться, но именно оно является тем колоссальным тормозом, противостоящим любым попыткам навести порядок в здравоохранении. Министры меняются быстро, а многие участники финансово-политической схемы остаются.
Сейчас фармакологическая индустрия диктует порядки в украинском здравоохранении, где уже не только любая болезнь, но даже состояние полного здоровья превращается в коммерческую выгоду. Индустрии здоровья нет, потому что процветает индустрия болезни.
Профилактика заболеваний превратилась в их искусственное создание. К сожаленью, в этой афере сознательно участвуют сотни тысяч тех, кто создает доход на продаже анализов, процедур, лекарств, фуфломицинов и многочисленного хлама под общим названием "оздоровительных средств". И многие представители управленческих структур, в том числе правительства, являются неотъемлемой частью этой, созданной на протяжении многих десятилетий, схемы создания доходов.
Это фактически крупная организация людей, которые в состоянии содержать прессу, телевидение, правосудие, лоббистов, работающих по их требованиям и законам. А значит, противостояние всему новому, прогрессивному и законному было, есть и будет большим и беззаконным.
Я не планировала встречу с представителями МОЗ заблаговременно, но встреча состоялась спонтанно, и оказалась плодотворной. Несколько часов обсуждения ряда вопросов, в первую очередь касающихся акушерства, гинекологии и педиатрии, имели положительный результат в последующих действиях МОЗ.
Я убедилась в том, что в министерстве есть ядро думающих и работающих людей, не просто желающих изменить систему здравоохранения к лучшему, но делающих все возможное в условиях жесткого противостояния и открытого вреда тех чиновников-приспособленцев, для которых перемены могут означать потерю лакомого куска доходов, солидных должностей, престижа, власти.
Что удивляет меня со стороны многих людей, фактически пассивных наблюдателей, но любящих покритиковать, так это их полное нежелание понять сложность ситуации, которую все равно нужно менять. Ведь кто-то должен строить новый дом на руинах, убирать грязь и мусор, выгонять лентяев и приспособленцев. Кто-то должен наводить порядок. Однако, судя по критике этих пассивных наблюдателей, которые "знают лучше всех как правильно все делать", что бы не делал новый состав МОЗ, все плохо. Все вечно плохо!
Интересно, что "домайдановский" МОЗ, который занимался только перераспределением финансовых потоков и созданием собственных доходов, никто не критиковал - все дружно и тихо молчали. Никто никогда не устраивал пикеты перед Верховной радой с требованием отставники министра здравоохранения, наказания врачей-взяточников, повышения зарплаты медперсоналу, принятия мер по понижению уровня смертности и т.д. Зато теперь, все хотят в Европу, но менять систему здравоохранения в сторону европейской прогрессивной медицины не хотят. Поэтому, что бы министерство не делало, вникают в суть их работы единицы, зато громко критикующих развелось чрезвычайно много.
Так и хочется выпустить плакат типа "А ты записался добровольцем?", но со словами "А что ты сделал для улучшения здравоохранения?" Сразу начнутся возражения, что каждому свое, что "мы не администраторы и не управленцы, и это не наше дело что-то делать".
Логично, но почему-то сотни тысяч, если не миллионы, до сих пор пользуются "липовыми" больничными, когда им нужно отдохнуть на море или даже в другой стране, и эти больничные получают за взятки врачам. Тысячи с поддельными документами стали инвалидами, ветеранами, афганцами, чернобыльцами всякого рода льготниками - знали кому и сколько заплатить, и пока что никто не сдал добровольно свое "липовое" удостоверение, покаявшись в подлоге и обмане.
Миллионы каждый день покупают справки о прохождении профосмотров для чего только не хочешь - как много возражающих? А спекуляция лекарствами, проводимая самими же медработниками? А вымышленные истории болезней, переписанные и переделанные несколько раз? А запугивание, хамство и грубость работников в белых халатах? Главное, все об этом знают, все это наблюдают, но практически все молчат.
Самые высокие уровни смертности никого не беспокоят. Умер сосед, умерла родственница, умер ребенок коллеги,...вымерло столько знакомых, вымирает нация. Учтите, что, те, кто противостоит МОЗ, обследование и лечение проходит заграницей.
Оказывается, проще критиковать тех, кто старается остановить это вымирание, чем задать самому себе вопросы: "Чем я могу помочь в этой сложной ситуации? Что я могу сделать, с учетом моих знаний и опыта, чтобы ситуация улучшилась?"
Часто врачам напоминают, что они должны оказывать помощь по принципу "Не навреди". Но чрезвычайно важно, чтобы каждый человек начал пользоваться этим принципом: не навреди! Не навреди себе, своему ближнему, своей стране. Не навреди ни словом, ни действием. Начни путь к прогрессивному с самого себя.
И тогда у всех нас есть шанс навести порядок, сохранить здоровье и жизнь миллионам, которые могут не дожить до лучших времен, если противостояние прогрессу окажется сильнее самого прогресса.
Елена БЕРЕЗОВСКАЯ, учредитель и руководитель Международной Академии Здоровой Жизни
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки