Atlantic Сouncil: Как Запад сможет дать отпор Кремлю
Вид на московский Кремль
Пришло время Кремлю и его союзникам пожинать плоды тех семян, которые прорастали долгие годы. Москва оккупировала часть территории Грузии, Молдовы и Украины; ведет войну на украинской земле; а теперь затеяла игру в политические диверсии в нескольких государствах Запада.
В течение последних нескольких лет российской разведка просочилась в Министерство иностранных дел Голландии, чешский Генштаб, Министерство обороны Польши и в разведывательные агентства Португалии. Москва использовала свое кибероружие для атаки на немецкий Бундестаг, осуществляла манипуляции во время президентской кампании в США путем взлома переписки команды, стоящей за кандидатом, которого президент России Владимир Путин хотел политически уязвить. Массированная кампания дезинформации, направленная на дезориентацию электората Великобритании - произведение российских специальных служб и фабрики кремлевских троллей, действующей в Санкт-Петербурге.
WikiLeaks обслуживал интересы Путина на электоральном поле США, публикуя заказные материалы и ведя однобокую кампанию против демократического кандидата, избрания которого Москва опасалась; используя тот же шаблон, сейчас сайт выступает против одного из последних лидеров Запада, противостоящих российской агрессии- против канцлера Германии Ангелы Меркель. Между тем, идеологические союзники Кремля по всей Европе, получают от него деньги или поддержку другого рода, например, недавно главному советнику чешского президента удалось выбить долг у связанной с Кремлем компании «Лукойл».
Читайте также: The New York Times: Россия вмешивается в европейские выборы
Россия предоставляет своим сторонникам и медиа- ресурсы; Найджел Фараж использует RT в качестве информационной платформы, когда не получает достаточного внимания в британских СМИ. Москва использует европейских экстремистов не только в попытках узаконить свою агрессивную внешнюю политику, а именно, оккупацию территории Украины, но и для силового вмешательства в местные выборы, как это было во время, как предполагается, организованного Кремлем мятежа с целью убийства премьер-министра Черногории. Экономические проекты, обслуживающие политические цели, также являются частью агрессивного плана; например, именно этим объясняется, как и почему Путин «купил» бывшего канцлера Германии, который отстаивает идею запуска проекта
«Северный поток II», что приведет к увеличению зависимости немецкой экономики от российских энергоносителей.
Ситуация не безнадежна, но время на исходе - в следующем году состоятся выборы в Голландии, Франции и Германии.
Есть принципиальный и эффективный способ, которым демократические страны должны воспользоваться для решения этой многогранной проблемы. Для начала о мышлении. В начале ХХ века правоохранительным органам пришлось понять, что реагирования на отдельные инциденты для борьбы с организованной преступностью не достаточно: мафия использует различные инструменты и постоянно обновляет образ действий. Это же нужно усвоить и в отношении враждебных действий Кремля. Западные институты безопасности и правительства должны создать специальные центры для контроля, анализа и противодействия запущенным иностранным государством операциям по дезинформации. Усилий спецслужб для борьбы с этой угрозой просто недостаточно: должна быть принята официальная государственная политика.
Первым шагом должно стать создание специализированных центров. В Европе эти институты имеет смысл подчинить Министерствам государственных органов внутренних дел, поскольку разжигаемые Россией проблемы относятся к категории внутригосударственных.
Организации должны иметь не менее двадцати русскоязычных сотрудников - разносторонних специалистов, разбирающихся в вопросах экстремизма, радикализма, социологии, медиа, внешней политики, права в обасти СМИ и в политике в целом. В задачу центра должно входить изучение методов работы неприятельских организаций и режимов, или мягко подталкивать спецслужбы глубоко разобраться в конкретных случаях и областях, представляющих интерес. Основные задачи могут быть разделены на два направления.
Первое - реагирование в режиме реального времени на инциденты, касающиеся национальной безопасности, общественного порядка или внешнеполитических интересов государства. Эксперты будут отслеживать дезинформационные схемы в СМИ и в социальных сетях ежедневно. Для решения этой задачи будут использована информация только из открытых источников , что создаст условия отсутствия цензуры или незаконного надзора.
Читайте также: Игла Кощея, или Уязвимое место Путина
Привлечение экспертов позволит таким организациям выдавать компетентную оценку в случае открытой дезинформации - напомним, что фальшивая история о русской девушке по имени Лиза вывела на улицы Германии 10 000 протестующих. Команда будет отслеживать серьезные дезинформационные эпизоды и сможет предложить обществу надлежащие оценки в режиме реального времени. Никакой цензуры, нужно просто воспользоваться свободой слова, которой мы дорожим, чтобы быстро вывести тему на публичное обсуждение. По сути, это похоже на то, когда к министру или начальнику полиции обращаются с просьбой обнародовать версию властей по тому или иному делу. Сегодня ни один из традиционных государственных институтов не выполняет эту функцию, каждая служба действует в четко очерченных узких рамках. К тому же, им не хватает знаний о методах проведения операций по дезинформации, а также опыта выявления враждебного влияния на разных уровнях.
Второе - центры будут издавать регулярные отчеты, представляющие анализ тенденций в операциях по дезинформации. Институты, занимающиеся безопасностью, уже разрабатывают как секретные, так и публичные доклады по проблемам экстремизма, терроризма, и враждебной разведывательной деятельности. Чтобы иметь четкую аналитическую базу, для начала нужно провести исследование степени уязвимости по отношению к иностранному враждебному влиянию. Такую оценку уже провела Латвия. Только на основе этих знаний и доказательного анализа можно формировать следующие меры - от введения специальных учебных курсов в региональных школах до усиления активности работы с определенными частями русской общины.
МВД Чехии уже создал центр по борьбе с терроризмом и гибридными угрозам; Финляндия планирует подобные шаги. В настоящее время в Прибалтике действуют аналогичные подразделения в министерствах иностранных дел и министерствах обороны. Конгресс США недавно принял закон о создании подразделения Государственного департамента по противодействию иностранной пропаганде. Настало время для Германия и других западных государств направлять ресурсы на защиту своих демократических систем.
Оригинал на Atlantic Сouncil
Перевод Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки