Что может ослабить курс нацвалюты в 2017 году? Комментарий эксперта
Во времена, когда экономические прогнозы дают доктора философии и политические журналисты, а предсказания реальных экспертов с многолетним опытом оправдываются через раз, даже Ваш покорный слуга может попытаться спрогнозировать, что будет с курсом гривны в 2017 году.
Начнём с вещей простых и понятных. Последние два года - вы, наверное, заметили, - курс нацвалюты подвержен интересному циклу.
Сначала, в январе-феврале, он падает резко и всерьёз, а ближе к марту-апрелю вновь откатывается назад - тоже всерьёз и довольно резко. Так было в 2015 году (когда был зафиксирован исторический рекорд официального курса - более 30 гривен за доллар, про Межбанк и чёрный рынок деликатно умолчим). Так было в 2016-м - тогда, правда, колебания получились не такими жёсткими, всего с 27 до примерно 25 грн за доллар. И так, в целом, с незначительными взлётами и падениями, курс продержался до глубокой осени.
Почему так происходит? Весной в Украинской экономике традиционно случаются две важные вещи: во-первых, снижается объём закупки энергоносителей (на минутку, одна из главных валютных трат) и приходит очередной транш МВФ, который кое-как выравнивает платежный баланс. К ноябрю, когда транш уже освоен, а газ и уголь снова нужны в больших объёмах, гривна опять начинает падать.
И, если не случится ничего из ряда вон выходящего, примерно то же ждёт нас и в этом году. Не исключено, что до конца февраля наша валюта ещё ослабеет (доллар станет дороже на гривну-две), а в марте-апреле начнётся неминуемый откат к показателям декабря-2016.
Надо понимать, что это всего лишь тенденция, а каковы будут реальные цифры - зависит от нескольких слабо прогнозируемых факторов.
Например: когда и в каком объёме Украина получит очередной транш от МВФ? Или - как сложится конъюнктура экспортных цен в новом году? А также, например - какова будет ситуация в зоне АТО?
Первое зависит от контактов с МВФ - тут ясность наступит после 20 января, когда президент встретится с главой Фонда.
Читайте также: Сколько налогов мы заплатим в 2017-м году
Экспортные цены, вроде бы, тоже ожидает некоторый рост - во всяком случае, по словам экспертов. А вот положение на фронте предугадать тяжелее. Я лично убеждён, что серьёзных обострений не будет, а любое урегулирование приведёт к притоку средств в страну и, соответственно, сыграет в пользу гривне. Жёсткая фискальная политика государства тоже должна положительно повлиять на курс гривны - хотя это скажется несколько позже.
Что может ослабить курс нацвалюты? В первую очередь - эмиссия денег (как говорят экономисты - «приток избыточной ликвидности»).
Одни вспоминают в связи с этим докапитализацию Приватбанка (100 с лишним миллиардов - это не шутки), другие пессимистично настроены по отношению к поднятию минимально зарплаты в два раза. Думаю, эти опасения сильно преувеличены. Докапитализация государственного банка - суть перекладывание денег из одного кармана в другой. А расходы, связанные с повышением минималки (как предполагается) будут с лихвой перекрыты ростом налоговых поступлений.
Наконец, самый непредсказуемый и самый «неэкономический» из валютных факторов - инфляционные ожидания населения. Любая новость в СМИ, любая сплетня, любое изменение правил игры - и граждане бегут скупать валюту.
Чёрный рынок, видя это, взвинчивает курс. За населением подтягивается малый бизнес, растёт спрос на валюту в стране - и, в конце концов, на это реагирует Межбанк. Подобное мы наблюдали в августе минувшего года, когда доллар безо всяких видимых причин подрос сразу процентов на 7. У НБУ есть методы и средства, чтобы не допустить такого в будущем - главное, чтобы было желание ими воспользоваться.
Данил Чикин для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки