MENU

New Eastern Europe: Украина: итоги 2016 года

1980 0

Если вы спросите рядового украинца о том, какие реформы прошли в стране в 2016 году, то скорее всего, услышите, что не изменилось ничего. По мнению многих, за прошедший год в стране произошли незначительные улучшения, если сравнивать высокие требования и ожидания украинцев с фактическами результатами реформ. Тем не менее, более пристальный взгляд на реформы может показать обратное.

Ожидалось, что после смены власти в апреле 2016 года, реформы развернутся с новой силой. Однако этого не произошло и функциональный потенциал как правительства таки и парламента остался по-прежнему низким. Мало того, темп преобразований существенно снизился –  Национальный совет реформ в 2016-м году созывался лишь пять раз, в то время как в 2015-м –  семнадцать.

Тем не менее,в 2016-м году был реализован ряд важных реформ. Самым главным изменением стало введение для госслужащих обязательного декларирования своих доходов. Госслужащим высшего звена пришлось открыто заявить о своих гигантских активах, и, как отметил один гражданский активист, Украина на какое-то время стала не только самой коррумпированной, но и самой «прозрачной» страной в Европе.

Однако, понятно, что долго оба эти характеристики сосуществовать не смогут. Закон о создании антикоррупционного суда еще не принят, поэтому общество не может ожидать каких-либо решений в отношении коррупционеров в ближайшем будущем. Тем не менее, реформа стала большим успехом, достигнутым благодаря давлению со стороны гражданского общества Украины и правительств западных стран.

Читайте также: Без насилия никак. Активная часть украинского общества должна навязать "болоту" новые правила поведения

Реформа газовой отрасли –  еще одно важное изменение. Хоть популисты вовсю эквплуатировали эту тему, жалуясь на то, что поднятие тарифов приведет к росту бедности, Украина наконец-то прервала длительную зависимость от российского газа. Ещё один очень важный результат данной реформы, это то, что она ликвидирует возможность заключения коррупционных газовых сделок, на которых наживались почти все украинские олигархи.

Кроме этого, в Украине начался отбор новых судей для обновления работы Верховного Суда Украины, чем был заложена основа для важной судебной реформы. Правительство провело местные выборы в новые муниципальные органы и сделало ряд успешных шагов на пути к децентрализации. В Украине также наблюдаются некоторые положительные изменения в области экономической дерегуляции, в том числе отмена ценового регулирования и упрощение экспорта услуг (важнейший вопрос для развивающейся ИТ-индустрии), частичное усовершенствование налогового законодательства, обеспечение своевременного бюджетного процесса, а также создание платформы для государственных закупок ProZorro.

Впрочем, были и большие разочарования. Наиболее важными среди них стал отказ от приватизации более 3500 государственных предприятий и продление моратория на продажу сельскохозяйственной земли. Олигархические кланы используют оба вида активов для обеспечения коррупционных доходов, что оставляет уровень прямых иностранных инвестиций на низком уровне, незначительным остается и рост предпринимательства на местах. Политики-популисты выступают за государственную собственность и земельный мораторий, используя при этом левую аргументацию, но на самом деле защищают интересы коррумпированных кланов.

Второе большое разочарование связано с экономическим ростом. Всесторонняя налоговая реформа была вновь отложена, уже третий год подряд. Действующая система налогообложения по-прежнему поддерживает устаревшую сырьевую экономику и коррупцию, препятствуя принятию инновационных решений и осуществлению инвестиционных вложений (высокие налоги на рабочую силу и низкие налоги на капитал).

Читайте также: Десятка событий, которые потрясли Украину в 2016 году

Вместо того, чтобы служить интересам налогоплательщиков, налоговая служба по-прежнему остается источником грязных денег. Она, как и раньше, остается закрытым государством в государстве, поскольку парламент не смог передать фискальные данные под контроль Министерству финансов. Бюджетная и пенсионная реформы также существенно не сдвинулись с места. Одна из самых болезненных проблем –  отсутствие механизма для проверки субсидий, то есть отсутствие контроля в области, где возможны огромные злоупотребления. Правительству не удалось объединить базы данных различных госорганов и создать эффективную систему контроля.

Запуск долгожданной реформы государственной службы также можно считать большим провалом; некоторые люди с запятнанной репутацией получили самые высокие посты в министерствах, что вызвало негодование гражданского общества и западных наблюдателей. В то же время несколько ключевых реформаторов, начиная с 2015 года, оставили свои кабинеты, это стало по-настоящему большой потерей для Украины.

Нужно отметить, что в экономике началось небольшое оживление, есть надежда что оно продолжится в 2017 году. Однако впечатляющих изменеий ожидать не приходится. Успешную национализацию Приватбанка тоже можно отнести к событиям со знаком «плюс». Несмотря на то, что налогоплательщики будут нести финансовое бремя этого процесса, это будет стоить дешевле, чем банкротство банка.Несмотря на наличие небольшие улучшений, экономическое оживление не повлияло на реальные доходы большинства людей.

В политике все осталось как и было. Парламентская коалиция существует только на бумаге, не имея достаточного количества голосов для того, чтобы реализовать даже самые важные реформы. В то же время, досрочные выборы –  это не самая лучшая идея, поскольку рейтинги популистов немного выросли, а новая политическая сила, которая бы объединила две группы –  пост-майдановских активистов и средний класс –  так и не появилась.

В военной сфере также без изменений. Реальное прекращение огня всё также остаётся несбыточной мечтой, российские войска и их пособники на Донбассе каждый день обстреливают украинские позиции. К счастью, их атаки не в состоянии сдвинуть линию фронта, так как украинская оборона остаётся сильной. Таким образом, изматывающая война продолжается, при этом никто не знает, чего ждать от новой администрации Соединенных Штатов и разъединённой Европы.

В социальной сфере стоит отметить увеличевшееся разочарование украинцев как политиками (к ним у украинцев исторически низкий уровень доверия), так и Европой (люди чувствуют себя проигнорированными и неудовлетворёнными в связи с постоянной отсрочкой введения безвизового режима).

Но самый важный вопрос, который способствует росту социальной напряженности, связан с отсутствием наказанных за расстрелы на Майдане, крупномасштабную коррупцию, а также с отсутствием обвиняемых в пособничестве России. Положительная энергия Майдана иссякла, в то время как отрицательный заряд растёт. Это означает, что 2016-й оставил новому году плохое наследие.

В целом, прошлый год принес разочарования, но прошёл без каких-либо серьезных катастроф. Вопрос лишь в том, на нашей ли стороне время? Если да –  ситуация терпимая, а если нет, то мы упустили ещё один важный год, не совершив радикальных социальных преобразований.

Валений Пекар, сооснователь гражданской платформы Нова краина, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы

Оригинал на New Eastern Europe

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини