Atlantic Council: Украина снова в центре контрреволюции. Замечает ли это хоть кто-нибудь?
Люди собрались возле здания суда, чтобы не допустить освобождения главы налоговой и таможенной службы Украины Романа Насирова, который находится под следствием по подозрению в злоупотреблении властью и служебным положением, Киев, 5 марта 2017 года.
В то время, как внимание мировой общественности отвлечено на ряд других кризисов, правящая элита Украины пытается уничтожить те скромные достижения, которые стране удалось добиться после Евромайдана.
Для описания реформ в постреволюционной Украине можно использовать любые краски, но не черную и белую. Однако если вас интересует единое мнение о том, какие достижения являются самыми важными, то большинство наблюдателей за ситуацией в Украине, вероятно, сойдутся на следующих четырёх: установление рыночных цен на газ; введение высоко оцененной мировыми экспертами электронной системы госзакупок; создание Национального антикоррупционного бюро Украины; и запуск электронной системы декларирования, раскрывающей информацию об активах госслужащих. Последние два пункта в настоящее время находятся в эпицентре самой большой попытки откатить реформы Евромайдана.
Читайте также: Небоженко: Без своего министра МВД никакие выборы Порошенко не светят
Украина выпала из фокуса внимания в прошлом году. Процветающие за счет получаемой от госсистемы ренты местные элиты решили не упускать возможность и начали откат реформ, направленных на подрыв комфортного сосуществования крупного бизнеса и политикума. В результате украинским олигархам, чьи позиции пострадали в результате народного восстания в 2014 году, удалось удержать контроль над многими ключевыми государственными институтами.
Новая реальность стала вырисовываться в прошлом году, когда из правительства почти полностью были удалены реформаторы. Примерно в середине 2016 практически все ключевые реформы в стране были приостановлены. Однако особенно сильно ситуация обострилась нынешней весной. В марте 2017 года недавно созданное Национальное антикоррупционное Бюро, предъявило обвинение главе Государственной фискальной службы Украины Роману Насирову. Арест Насирова является крупнейшим антикоррупционным случаем в украинской истории, и вместе с тем серьезным аргументом против эффективности Генпрокуратуры. Вступив в должность, генпрокурор Юрий Луценко обещал раскрыть крупные дела по борьбе с коррупцией, но так ничего и не сделал.
Читайте также: Андрей Сенченко: Второй антиукраинский фронт
Ответная реакция последовала незамедлительно: парламентское большинство, объединив усилия с ключевыми олигархическими группами и оппозиционными политиками, связанными с экс-президентом Виктором Януковичем, ускорило процедуру выдвижения кандидатуры на должность аудитора Национального антикоррупционного бюро. Задача аудитора оценить, достаточно ли успешно ведет борьбу с коррупцией существующая уже два года организация. Антикоррупционные активисты рассматривают этот шаг как скрытую тактику, направленную на смещение Артема Сытника, 37-летнего главы НАБУ, и водворение в этой должность того, кто будет менее рьяно преследовать взяточников. Кандидатуры от гражданского общества были отклонены, а совершенно неизвестный протеже от правящей партии был выдвинут с нарушениями процедуры. Утверждение этой кандидатуры не состоялось только благодаря шумихе, которую подняли депутаты-реформаторы, представители международной общественности и активисты украинского гражданского общества. Однако очередное голосование по этому вопросу состоится уже скоро.
Еще одним шагом по пути отката реформ стало ограничение влияния гражданского общества, которое играет роль основного надзирателя над властью. Это хитроумная комбинация по сведению на нет эффективности одной из ключевых реформ - введения электронного декларирования. Благодаря разработанным в манипулятивных целях специальным законодательным актам, тот же межпартийный лагерь провел поправку, по которой младшие офицеры, сержанты и рядовые бойцы, которые воевали на востоке Украины, освобождаются от обязанности заполнить электронную декларацию. Можно легко заметить, что такой бюрократический маневр позволяет практически любому чиновнику быть причисленным к этой категории.
Нужно заметить, что это голосование тоже проходило с процессуальными нарушениями. Эта же поправка принуждает членов украинских неправительственных организаций, их субподрядчиков, а также журналистов, которые пишут о коррупции, заявлять о своих активах так же, как чиновников. Подобно российском закону об иностранных агентах, принятый в Украине закон накладывает серьезные ограничения на активность гражданского общества. Принятие эти поправок - первое после Евромайдана свидетельство того, что «власти открыто объявили войну гражданскому обществу», заявил Михаил Жернаков, эксперт Реанимационного пакета реформ, и он прав.
Учитывая, что в последние годы в Украину поступает большой объем иностранной помощи и грантов, очевидно, что усиление транспарентности НПО обязательно. Однако новая редакция закона эксплуатирует стремление к прозрачности, стремясь ослабить антикоррупционное движение. Политическая атмосфера в Киеве одна из самых неблагоприятных в Восточной Европе. Множество инициатив гражданского общества уже столкнулось с дефицитом человеческих ресурсов, а установленное новым законом существенное увеличение обязательных процедур, приведет к сворачиванию активности. Последние двадцать пять лет коррумпированные элиты беспрепятственно распоряжались огромными богатствами Украины. К примеру, в ходе досудебных слушаний, Насирова защищали девять адвокатов, в то время как НАБУ представляли всего два детектива. То есть, игра неравная.
Порошенко, игнорируя громкий призыв гражданского общества и иностранных союзников Украины наложить вето на спорный закон, 27 марта его подписал. Нужно отметить, что крайне редко вмешивающийся в дела Украины комиссар ЕС по политике соседства выступил с критикой закона. Источники в Брюсселе сообщают, что этот шаг может поставить под угрозу реализацию безвизового режима для Украины.
Итак, приняв поправки, правящая элита Украины будет их активно эксплуатировать. Отсутствие международного внимания и неэффективная дипломатическая стратегия союзников Украины будет способствовать укреплению сил контрреволюции. А учитывая нынешний рост популизма и блокаду на востоке Украины, ситуация может быстро выйти из-под контроля.
Настало время друзьям и спонсорам Украины вскрыть блеф правящей элиты, и осветить необходимость отмены контрреволюционных шагов, иначе политическое руководство Украины столкнется с серьезными последствиями. Традиционные заявления и высказывания в Тwitter не сработают - нужно прибегнуть к «старому доброму» способу политического давления. Один из главных уроков революции Майдана для союзников Украины, это то, что активисты гражданского общества на местах - лучшие партнеры для достижения прогрессивных изменений в Украине. Теперь самое время оказать им твердую поддержку. И донести до правящей элиты Украины точную цену атаки на реформы.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки