MENU

Bloomberg: Украинский аргумент в пользу независимости Шотландии

2674 0

Теперь, когда Великобритания официально заявила о своём выходе из ЕС, а шотландский парламент проголосовал за проведение второго референдума по вопросу независимости, линия столкновения начерчена.. Шотландские националисты во главе с Николасом Стердженом объявили правительству Великобритании, что для них лучше находиться в составе Евросоюза, чем в составе независимой Великобритании. Но после неудачной попытки обосновать необходимость независимости 2014 году, им стоит чётче выразить свою точку зрения.

Несмотря на веские аргументы в пользу пребывания в Великобритании, для Шотландии ответ на этот вопрос не очевиден. Иногда страны готовы мириться с серьёзной, но краткосрочной, экономической нестабильностью ради цивилизационного выбора. Решение Украины в 2014 году о переходе к более тесному сотрудничеству с ЕС и выходе из зоны влияния России в экономическом смысле было скачком в пропасть, но мало кто за пределами Москвы не одобряет это решение. Точно так же, как Украина играет в большую игру, ставка в которой – светлое будущее, связанное с ЕС, а не с Россией, так и шотландским сторонникам независимости стоит настаивать на том, что мрачные экономические перспективы выхода Великобритании из ЕС – аргумент в пользу их требований.

Читайте также: Что ждет Украину в распадающемся ЕС, - мнение

Часто можно услышать, что в сравнении с 2014 годом экономических оснований для независимости Шотландии стало меньше. Тогда голосование было проведено при стоимости нефти 90 долларов за баррель, и националисты предсказывали, что она подорожает, что упрочит получение доходов для Шотландии. Однако цены на нефть упали почти вдвое, и ситуация, похоже, не изменится. В 2014 году также звучали предупреждения о том, что Шотландия в составе ЕС, но за пределами Великобритании, незамедлительно испытает торговый шок: 63% экспорта Шотландии приходится на Великобританию, и страна не сможет провести независимую торговую сделку со своим южным соседом. Кроме этого, Шотландии, если она останется в ЕС, не удастся сохранить фунт стерлингов в качестве своей валюты, об этом говорили и в 2014 году (хотя правительство в Лондоне, похоже, изменило свои прогнозы). Скорее всего, Шотландии пришлось бы перейти на евро, а это имело бы непредсказуемые последствия для конкурентноспособности ее экономики, скорее всего негативного характера. Нужно отметить, что фунт - валюта основного экспортного пункта Шотландии - подешевел по отношению к евро после голосования о выходе Великобритании из ЕС.

Необходимо также вспомнить, о 10-процентном бюджетном дефиците Шотландии, который покрывается дотациями из Лондона (к примеру, дефицит бюджета Великобритании в прошлом году составил лишь 2,9 % ВВП). Понятно, что ЕС не нужен еще один нарушитель европейского бюджетного пакта, по которому дефицит бюджета не должен превышать 3 % от ВВП, и противники независимой Шотландии в ЕС, такие как Испания, не постесняются использовать этот аргумент против ее членства (несмотря на то, что экономические показатели самой Испании не отвечают правилу о 3х процентах).

Дотации, предоставляемые Великобританией Шотландии, составляют около 12 миллиардов долларов в год. Данные правительства за 2015-2016 годы показывают, что Шотландия, где проживает примерно 8,2% населения Великобритании, обеспечивает лишь 7,9% своих жителей из собственного бюджета. В то же время, уровень расходов Шотландии на душу населения больше, нежели в других регионах Великобритании, поскольку её жители старше и живут, в основном, в сельской местности.

ЕС тоже субсидирует Шотландию. Согласно данным правительства, в 2015 году субсидии в аграрный сектор стали самым крупным трансфертом ЕС и достигли 613 млн. фунтов стерлингов (762 млн. долларов). Но в составе Великобритании удельный вес Шотландии как донора невелик, говорит официальная статистика.

Вышесказанное означает, что сохранение, или, точнее, восстановление членства в ЕС, приведёт Шотландию к незамедлительному экономического спаду и ее жителям в течение какого-то времени придется экономить. Украина - это другой случай. Великобритания, конечно же, не собирается вторгаться в какую-либо часть Шотландии, если та проголосует за отделение. Украина показала 6,6%-ное сокращение экономики в 2014 году, в 2015 году ухудшение составило 9,8%, главным образом из-за снижения объема торговли с Россией и недостаточной компенсации за счет торговли с ЕС. Переориентирование экономики всей страны на другой экспортный рынок - даже если он и намного больше прежнего - процесс весьма болезненный.

Читайте також: The Economist: Можно ли спасти Европу?

Саймон Рен-Льюис, экономист из Оксфордского университета, утверждает, что, в конечном счёте, Шотландия выиграет: «Представьте себе две части острова. У одной есть легкий доступ к огромному рынку ЕС, а другой - нет. Вполне понятно, чья экономика будет расти быстрее». Это мнение созвучно с аргументами украинских патриотов о том, что постепенный рост объема торговли с ЕС и другими развитыми странами с рыночной экономикой, в долгосрочной перспективе приведет к улучшению ситуации, а попытки цепляться за российский рынок принесут поражение.

Как и украинцам, народу Шотландии придется сделать выбор, который не касается экономики. Но с экономическими последствиями этого выбора сторонникам независимости придется иметь дело. Экономически Украине было бы выгоднее оставаться сателлитом России, но политически она хотела быть частью Запада. Невзирая на то, что три последние года были очень трудными, сейчас среди украинцев мало тех, кто желает возвращения в сферу влияния России.

Похожие аргументы можно привести и в пользу независимости Шотландии. «Голосовать за то, чтобы остаться в составе склонной к саморазрушению, сфокусированной на себе, страдающей ксенофобной и неуправляемой Британии, сейчас - рискованный выбор», - написал Гордон Макинтайр-Кемп сразу после голосования о выходе Великобритании из ЕС на сайте националистической направленности Business for Scotland. Как и в Украине, сторонники определенной политической позиции утверждают, что поддерживать их мнение означает быть исторически правым.

Тереза Мэй пытается не допустить второго референдума, но это - опасная тактика. В письме о Брексите, адресованном ЕС в среду, премьер-министр предложила «смелое и широкое» Соглашение о свободной торговле. Этого, скорее всего, будет недостаочно, чтобы успокоить шотландцев, которые предпочли бы сохранить полный доступ к единому европейскому рынку. Кроме того, Мэй остается лишь надеяться на то, что британская экономика не ослабеет за время переговоров - в любом случае, сокращать дотации, предназначенные для Шотландии, ей нельзя. Мэй необходимо доказать шотландским избирателям, что от Брексита им не станет хуже. В случае, если рост экономики замедлится, призывы к проведению нового плебисцита зазвучат громче.

Пока что Брексит не сделал идею получения независимости популярнее среди шотландцев. Поэтому, хоть националисты и призывают как можно быстрее провести голосование, в глубине души они, скорее всего, молятся о том, чтобы Мэй успела наломать побольше дров. К тому же им самим нужно время, чтобы выработать новые аргументы, помимо тех, которые были использованы в 2014 году. Скорее всего, это будет разговор о цивилизационном выборе в пользу ЕС и угрозах долгосрочного экономического спада в Великобритании.

Оригинал на Bloomberg

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини