New Eastern Europe: Новое поколение для новой страны
Новейшая история независимой Украины это хороший пример того, как институты влияют на развитие государства и общества. Учреждения центрального и местного самоуправления были унаследованы от УССР, им просто дали другие названия, в этом была одна из причин неэффективности государственной системы страны.
В первое десятилетие независимости Украина потеряла 65% своего ВВП, его уровень снизился на 59 млрд. долл. США - до уровня 31,3 млрд. долл. США. К 2013 году население Украины сократилось примерно на шесть миллионов человек, сейчас примерно столько же украинцев работает за рубежом, зачастую нелегально.
В 2014 году Украина потеряла контроль над некоторыми областями своей территории: был аннексирован Крымский полуостров, а в Донецкой и Луганской областях началась война. Деструктивные процессы последнего времени происходят на фоне уникального запроса общества на европейскую интеграцию и реформы.
Фактически, в Украине сейчас можно увидеть две разные страны, в ней сосуществует два разных поколения с разными ценностями и взглядами на прошлое и будущее. Одно поколение выросло в СССР и было воспитано в социальной модели патернализма, где основополагающим принципом был: "Я – начальник, ты – дурак". Этому "советскому" поколению сейчас не хватает дешевой низкокачественной колбасы и первомайских демонстраций. Часто люди поколения СССР не очень хорошо знают свой родной язык, не говоря уже об иностранных языках; они редко путешествуют не только за рубежом, но даже по родной стране. Некоторые из них поддерживают идеологию «русского мира» и не желают принимать никаких реформ и изменений в стране.
Другое поколение – это люди, родившиеся в 1980-х и 1990-х годах. Это поколение не помнит пышных коммунистических Пленумов и столицы Москва. Первое с момента обретения независимости поколение украинцев не имеет «второй родины» и несет ответственность за защиту своего государства. Представители этого поколение первыми вышли на протесты в 2004 и 2013 годах, первыми вступили добровольцами в Вооруженные Силы Украины и пошли на фронт в 2014 году. Это поколение много путешествует, знает, как минимум, три языка и активно использует социальные сети.
Однако оба эти поколения живут в одном институционально неэффективном государстве. Новое поколение не хочет идти работать в госслужбы с сомнительной репутацией и минимальной эффективностью за минимальную заработную плату. В то же время старое поколение не желает уходить с почетных должностей госчиновников. Конечно, есть люди, которые опередили свое время и поколение. Это поэт Василий Стус и певец Назарий Яремчук, диссидент Мирослав Маринович, психиатр Семен Глузман, правозащитник Ежен Захаров, философ Мирослав Попович, писатель Иван Дзюба и другие.
Многие из таких людей занимают активную позицию в гражданском обществе, они эксперты, советники и моральные авторитеты в Украине. А среди молодых людей есть те, кто живет прошлым, даже не имея представления о том, какой была советская жизнь.
Институты, созданные для поддержки процессов трансформации, зачастую оказываются неспособными достичь результатов и осуществить необходимые изменения в это непростое переходное время. 100-летней давности революционный девиз, по которому "верхи не могут, а низы не хотят" сегодня становится для Украины актуальным в контексте поколений и институтов.
Система не может изменить сама себя. Поэтому с 2014 года во многих правительственных органах были созданы офисы реформирования, которые фактически дублируют деятельность существующих департаментов. В таких бюро по реализации проектов люди хорошо мотивированы и получают почти рыночную зарплату за счет спонсоров. Испытывая давление с их стороны, старая бюрократическая система начинает трещать. Эффективность этого подхода подтвердили успешность прозрачной платформы публичных закупок ProZorro, новая патрульная полиции, волонтерские группы в Министерстве обороны, и реформы государственной нефтегазовой компании "Нефтегаз"...
В 2017 году постсоветская система оказала серьезное противодействие. Опытные бюрократы часто саботируют изменения, которые рано или поздно лишат их нынешнего диапазона влияния и власти. Бесконечные встречи, одобрения и подписания откладывают момент действия, которого так жаждет молодое украинское общество. Звучат утверждения о том, что новое поколение потерпит неудачу и в конце концов поддержит старое поколение бюрократов, которые не принимают никаких изменений. Большинство технократов, которые пришли на волне Майдана, покинули свои посты, и отчаявшееся общество навязало им идею о том, что все идет в правильном направлении, хоть и медленно.
В то же время руководители нового формата, независимо от того, покинули они свои посты или продолжают работать в правительстве, сообща с экспертами гражданского общества занимаются разработкой направлений государственной политики и законопроектов, которые могут быть быстро реализованы в период, когда появится следующее окно возможностей. Например, ведется работа над пакетом по реформированию земельного рынка, по созданию антикоррупционных судов, совершенствованию корпоративного управления в государственном секторе, проведению широкомасштабной приватизации и т. д.
Читайте также: Что такое украинская идея
Понимая неизбежность краха устаревших институтов государственного управления, новое поколение активно обсуждает структуру новой системы. Однако новое поколение учитывает и проблемы безопасности, которые все еще актуальны при давлении на политическую элиту в процессе рассмотрении важнейших решений.
Глобальный контекст событий в США, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии требует от мировых политиков более ответственного отношения к событиям в Украине. Сейчас ясно, что Украине нужна полная трансформация государственной администрации. Существующая система не подлежит ремонту, ее в корне нельзя изменить. Виновны сейчас не главы правительств или министерств, но общество и международные партнеры Украины, которые просто молча наблюдают за крахом постсоветского наследия и позволяют тратить ресурсы на попытки улучшить то, что улучшено быть не может.
Сорок лет странствий полностью освободили от рабства библейских евреев и подготовили новое поколение к новой жизни. Подобным образом постсоветский патерналистский менталитет общества меняется через смену поколений. Сегодня новое поколение защищает государство на военном фронте, учится за границей и обсуждает новые стратегии для новой страны.
Читайте также: Чому українці застрягають у Європі?
Однажды новое поколение украинских лидеров построит принципиально новую модель государства с новыми эффективными институтами европейского образца, а образ старой системы навсегда останется запечатленным только в книгах по истории непобежденной нации.
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки