The Guardian: "Как военнопленные": труд северокорейцев на стройках ЧМ-2018 в России
Световое шоу на только что построенном стадионе "Зенит- Арена"
На тестовом открытии "Зенит-Арены" в Санкт-Петербурге 10 тыс. зрителей развлекали автогонками, мотоциклетными трюками, танцорами и дрессированным медведем, которого представили как "величайшего героя России". Однако во время патриотичной церемонии не было признано, что этот стадион, на котором Россия через две недели запустит Кубок конфедераций в рамках подготовки к Чемпионату мира будущего года, построен, главным образом, рабочими-иммигрантами из Азии, в том числе из одной из самых репрессивных стран мира – Северной Кореи.
Субподрядчик, попросивший об анонимности, сказал, что с августа по ноябрь прошлого года не менее 190 "забитых" северокорейцев работало по многу часов в день без выходных, и один из них, 47-летний, умер на стройплощадке. "Эти ребята боятся говорить с людьми. Они ни на кого не смотрят. Они как военнопленные", – сказал субподрядчик.
Сотрудник северокорейской государственной компании, которая привозит рабочих в Россию, рассказал корреспонденту Observer на петербургской стройплощадке, что эти люди часто работают по многу часов в день и должны отдавать часть своего заработка режиму в Пхеньяне, чтобы "содействовать обороне страны", включающей в себя программу создания ядерного оружия.
Читайте также: Россия находится в тупике
По словам Марзуки Дарусмана, специального докладчика ООН по правам человека в Корейской Народно-Демократической Республике, десятки тысяч северокорейских рабочих в России трудятся часто "в рабских условиях". Компании, нанимающие их, "становятся сообщниками неприемлемой системы принудительного труда", сказал он.
Хотя по принятому в 2013 году в России закону для работодателей, связанных с Кубком мира, делается много исключений из трудового законодательства страны, то, что северокорейцы работают на этом стадионе, ставит под вопрос приверженность ФИФА и Москвы правам человека в ходе подготовки к турниру. В обобщенном заявлении в ответ на вопросы об использовании труда северокорейцев ФИФА сказала Observer, что следит за условиями, предоставляемыми рабочим-мигрантам, и будет "продолжать расследовать все заявления о нарушении прав человека".
Санкт-Петербургский строительный комитет сказал, что власти проводят регулярные инспекции, чтобы добиться соответствия условий на "Зенит-Арене" российскому трудовому законодательству. Однако, согласно упомянутому выше субподрядчику, северокорейцы на этой площадке работали не менее 11 часов в день за 10-15 долларов, семь дней в неделю. Они не только зарабатывали меньше, чем другие рабочие-мигранты, но и жили в более переполненных помещениях: по шесть-восемь человек в одном строительном вагончике.
Субподрядчик рассказал, что один северокореец умер от сердечного приступа. Он добавил, что усталость представляет серьезную опасность: "Если вы утратили остроту реакции вследствие переутомления, то можете внезапно получить травму, просто на ровном месте".
"Зенит-Арена" в процессе строительства, июль 2015 года.
Пока что подготовка России к чемпионату мира по футболу не привела к такому количеству смертей, как в 2012 году в Катаре, где сотни рабочих-мигрантов погибли во время строительного бума огромных масштабов. Observer обнаружил, что в 2015 году вследствие несчастных происшествий на "Зенит-Арена" умерло по меньшей мере 5 рабочих. Субподрядчик сообщил, что еще пять человек погибли в период с августа по декабрь 2016 года, включая одного северокорейца.
Утверждения об эксплуатации северокорейских рабочих – это лишь последняя глава спорной истории "Зенит-Арены". Когда Санкт-Петербург в 2006 году начал планирование строительства нового стадиона для команды "Зенит", речь шла об открытии в 2008 году и смете в 6,7 млрд рублей (£92 по сегодняшнему обменному курсу). Но строительство приблизилось к завершению только спустя почти десять лет, и вице-губернатор города Игорь Альбин заявил, что стоимость спортивного объекта на 68 000 мест выросла более чем в шесть раз и составила 43 миллиарда рублей.
По словам Дмитрия Сухарева, бывшего строителя, ныне руководителя Санкт-Петербуркого филиала международной антикоррупционной неправительственной организации Transparency International, фактическая стоимость будет очень высокой – из-за коррупции, неэффективного управления и колебаний обменного курса, что сделает стадион одним из самых дорогих в мире. Строительный комитет Санкт-Петербурга не ответил на просьбу прокомментировать размеры расходов.
Читайте также: С каждым днем Путину все меньше удается доказывать россиянам разумность своих решений
Несмотря на огромные расходы, ФИФА, как сообщается, в прошлом году обнаружила, что выкатное поле "Зенит -Арены" не соответствует нормативам по вибрации. Говорят, что Владимир Путин в личном разговоре с президентом ФИФА Джанни Инфантино назвал скандальное строительство стадиона "очень грустной историей" и пообещал, что все дефекты будут устранены. После того, как июле прошлого года городские власти уволили генерального подрядчика за задержки и перерасход средств, вице-губернатор Альбин сумел собрать более 4000 рабочих на стройке для завершающего рывка. Именно тогда три компании привезли северокорейских рабочих, сказал субподрядчик.
Пхеньян с советских времен занимается экспортом трудовых ресурсов в Россию, в том числе на лесозаготовки на российский Дальний Восток. Есть показания непосредственного участника, которые получила Observer. Чой Мён-бок бежал из лесозаготовительного лагеря в Амурской области в 2012 году. Он рассказал, что лагерь – "это сущий ад, тюрьма под открытым небом, где надсмотрщики наблюдали за нами неотрывно круглосуточно". Он рассказал, что жил в бесчеловечных условиях в переполненных строительных вагончиках, зараженных вшами и клопами, и питался соленым рисом, и любыми грибами и ягодами, которые мог собрать, а чтобы попить ему приходилось растапливать снег.
Северные корейцы в военной форме выступают во время ежегодных "массовых игр" в Пхеньяне
Пхеньян зарабатывает до $2,3 млрд в год, отправляя таких работников, как Чой, за границу, в основном в Китай и Россию. Это делается в обход санкций ООН, направленных на то, чтобы лишить Северную Корею иностранной валюты, которая может быть потрачена на разработку ядерного оружия. Недавно Москва подписала соглашение с Пхеньяном о расширении торговых отношений и занятости северокорейских рабочих на сельскохозяйственных и лесозаготовительных работах. По данным Федеральной миграционной службы, по состоянию на 2015 год в России находилось около 30 000 северокорейцев.
В прошлом году правительства двух стран подписали договор о выдаче граждан, которые незаконно въезжают в любую страну – это соглашение осудила ООН как механизм возвращения северокорейских рабочих, которые ищут убежища, спасаясь от пыток или смерти. Но на самом деле искать спасения решаются единицы. "У всех есть семьи, и если кто-то убежит, пострадает его семья. Это коммунистический порядок, как было у нас при Сталине", – сказала Мария Труш, администратор Apart Hostel – пятиэтажного общежития, которое стоит в промышленной зоне за пределами Санкт-Петербурга, рядом с местом, где расположен офис северокорейского субподрядчика.
Труш заселяет и выселяет северокорейских рабочих в свое общежитие в течение последних пяти лет. Она рассказала, что северные корейцы обычно работают "как муравьи", начиная с 8 утра и заканчивая в 11 вечера. В свободное от работы время они смотрят передачи северокорейского государственного телевидения или дублированные советские фильмы.
Малсар Хусейнов, директор строительной фирмы "Союз-Строй", в которой работают 200 северокорейцев, сказал, что компании разрешено "продлить рабочий день северокорейских рабочих настолько, насколько нужно", чтобы уложиться в сроки. Пхеньян осуществляет "управление и контроль" через своих "представителей на местах", сказал он. "У них железная дисциплина", – сказал он и добавил, что о том, что кто-нибудь из них сбежит, "не может быть и речи".
Еще одна строительная фирма, "Дальпитерстрой", отправила на строительство "Зенит-Арены" 60 рабочих из Северной Кореи – об этом сообщила ее рекламный директор Анна Боченкова. Но рабочие работают по восемь, а не по одиннадцать часов в день, сказала она, а все обвинения в том, что они получают низкую зарплату и живут в переполненных строительных вагончиках, она отбросила. "Они работают в хороших условиях со стандартной оплатой в соответствии с рыночными расценками, как и все другие рабочие на стройплощадках в Санкт-Петербурге, у них хорошие условия проживания", – сказала она.
Боченкова сказала, что не может прокомментировать случай гибели северокорейского рабочего, но отвергла предположение о том, что это случилось по причине переутомления. "Человек может умереть от сердечного приступа, просто идя по улице в любой точке мира", – сказала она.
Вид сверху на строительную площадку "Зенит-Арены"
Недавно ночью репортер Guardian разыскал в поселке Шушары – 20-тысячном поселении в черте Петербурга –двухэтажное оббитое металлическими листами здание общежития, где северокорейские рабочие живут большой группой. Человек, готовивший еду в маленькой, низкой кухне, немедленно позвонил по мобильному телефону, и через несколько минут появился хорошо одетый человек, сказавший, что его зовут Чой. Он назвался переводчиком северокорейской госкомпании, которая привозит рабочих в Россию.
Он рассказал, что в общежитии в Шушарах живет 32 человека, и еще 100 человек работают в пригороде в Парголово. Он подтвердил, что в июне умер один северокореец, упав с девятиэтажного здания. Мужчины – граждане Северной Кореи приезжают в Россию на пять лет, работают по 12 часов, с двухчасовым перерывом на обед, отдыхают по выходным и зарабатывают 50-60 000 рублей в месяц (£685-£825 ), из которых отдают 5% -10% пхеньянскому правительству, объяснил он.
Неподалеку на 22-м этаже недостроенной жилой высотки бригада северокорейских рабочих все еще заливала бетон, хотя было 10:30 вечера. Один из рабочих, находившихся на земле, на вопрос о том, сколько ему платят, ответил – от 50 000 до 60 000 рублей в месяц. Охранник быстро прервал разговор.
Репортер Observer также столкнулся с Чой и другими рабочими на замусоренной дороге между общежитием и стройплощадкой. Тот рассказал, что начинает работу каждый день в 8:30- 9 утра и заканчивает в 7 - 8 вечера, имея два часа перерыва на обед. В тот день поздно привезли очередную порцию бетона, поэтому пришлось задержаться, пояснил он. "Я приехал, чтобы увидеть этот красивый город, который знаменит во всем мире", – сказал он, уточнив, что работает в России с 2014 года.
На вопрос, каков размер его зарплаты, он также ответил – от 50 000 до 60 000 рублей в месяц. Разговор оборвал охранник, ненадолго задержавший репортера в строительном вагончике.
Норвежский футбольный журнал Josimar недавно обнаружил еще одну группу северокорейцев численностью примерно 100 человек, которые жили в строительных вагончиках и долгое время работали на другой площадке "Дальпитерстроя", обнесенной колючей проволокой и охраняемой людьми с собаками.
На самом деле рабочие, вероятно, получают намного меньше, чем они говорят, поскольку правительство Пхеньяна забирает 30-50% их дохода, сообщил эксперт по Северной Корее Андрей Ланков. Тем не менее, работа за границей является для северокорейцев одним из немногих способов улучшить свое финансовое положение, добавил он.
Хотя существует много исключений из стандарта 40-часовой рабочей недели, предусмотренной в российским трудовым кодексом, трудясь по меньшей мере 10 часов в день в течение почти пяти лет, о чем рассказали северокорейцы, они гарантированно нарушают закон, разъяснили репортеру два адвоката.
На прошлой неделе обнаружилось, что Джанни Инфантино признал осведомленность ФИФА об этих проблемах. В письме от 22 мая поднявшим эти вопросы президентам футбольных ассоциаций северных стран он заявил: "ФИФА знает о зачастую ужасающих условиях, в которых северокорейские рабочие трудятся в разных странах мира, и жестко осуждает их". Он признал, что инспекционная команда системы ФИФА по выявлению недостойных условий труда, созданная для проработки опасений нарушения прав человека, во время ноябрьского визита нашла "убедительные свидетельства присутствия северокорейских рабочих на строительной площадке в Санкт-Петербурге". "Обнаруженные проблемы были затем обсуждены с соответствующей компанией и генеральным подрядчиком", – написал Инфантино. По словам ФИФА, в ходе новой инспекции в марте северокорейцев, работающих на данной площадке, обнаружено не было.
По словам Светланы Ганнушкиной, ветерана правозащитной деятельности, помогающей беженцам из Северной Кореи, власти редко задают вопросы об этих рабочих.
"Права людей, работающих на нашей территории, необходимо уважать, кем бы ни были их правители, но этого не делается. Это сфера полного беззакония", – сказала Ганнушкина.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки