Останавливается сердце. Единственный архив документальных снимков Освенцима. ФОТО
В мае-июне 1944 г. один или два эсэсовских офицера сделали около 200 фотографий во время прибытия в Освенцим очередного поезда с евреями из Подкарпатской Руси (нынешней Закарпатской Украины, а тогда оккупированной Венгрией части Чехословакии).
Потом аккуратно вклеили эти фотографии в альбом, сделали подписи. Для кого предназначалась эта работа — неизвестно, но получилось так, что альбом потом обнаружила еврейская девочка Лили Якоб, прошедшая через Освенцим, и чудом оставшаяся в живых.
Семья Лили вся погибла в газовых камерах, а сама она, признанная годной для работы, в итоге оказалась в концлагере Дора-Миттельбау под Бухенвальдом, где уже после освобождения случайно обнаружила альбом с фотографиями в брошенной охранниками казарме. На фото она нашла своих родственников, дедушку с бабушкой.
Многие годы Лили хранила у себя этот альбом, после чего в 1980 г. передала его в музей Холокоста «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. По сути, Освенцимский альбом — это единственный архив документальных фотографий действующего Освенцима, если не считать нескольких, сделанных во время его строительства и подпольно самими узниками. В эти дни в Пражском доме фотографии проходит выставка всех 200 фотографий из альбома. Некоторые из которых я хочу показать здесь.
Читайте также: В Харькове легендарный узник Освенцима проучил путиниста
Фотографии в альбоме представлены в хронологическом порядке — от прихода эшелона к платформе ж/д станции Освенцима до направления тех, кто не прошел отбор, на «санобработку» — то есть в газовые камеры.
Прибытие:
Эти люди приехали с вещами. Они не знают куда приехали, не знают, что вещи им уже не понадобятся.
Начало сортировки. Здесь эсэсовцы сортируют прибывших — мужчин, женщин, стариков и детей. Определяется их способность работать. В основном, это контингент еврейских гетто, который венгры долгое время не отдавали немцам в концлагеря для уничтожения. Для венгерских евреев в Биркенау был построен особый «Депотлагерь».
Здесь организовывать людей в группы помогают «капо» — лагерный актив заключенных. Они знают, что скоро произойдет с теми, кто прибыл на этом поезде. Женщина с младенцем на руках, старухи в платочках, мужчина в лохмотьях — рассмотрите эту фотографию внимательно. Это такая сцена из Дантова ада, при этом совсем не эмоциальная — просто идет деловитый отбор людей, которые в ближайшие два-три часа отправятся в газовую камеру, а потом в печь.
Мужская группа. Здесь не только обитатели гетто, но и те, кто попадал в лапы СС во время облав, жители городов и деревень.
Дети, женщины, пожилые люди — эти все сразу отправлялись в газовые камеры. К середине 1944 г. операции по уничтожению евреев в Освенциме II (Биркенау) носили характер производственного процесса. Четыре газовые камеры с газом «Циклон Б» и четыре крематория работали практически без остановки. Когда крематории не справлялись, людей сжигали во рвах за ними.
Удивительно, на этой фотографии — родные братья Лили Якоб.
Женщины с детьми, которые не могут работать, отправляются на «санобработку». Это окончание их долгого пути в Освенцим-Биркенау. Через несколько часов все будут убиты в газовой камере. Но они еще этого не знают.
Читайте также: Аушвіц-Освенцим. Чому поляки прирівнюють Росію до Третього Рейху
Когда смотришь на этот снимок, останавливается сердце.
Женщины и дети сидят в сосновой роще на территории лагеря между 3 и 4 крематориями. Они ждут своей очереди, чтобы пойти в газовые камеры. Иногда, когда загрузка была особенной большой, нужно было ждать 6-8 часов.
Комендант Освенцима Рудольф Хёсс: Гиммлер посылал в Освенцим разных функционеров партии и СС, чтобы они сами увидели, как уничтожают евреев. Все при этом получали глубокие впечатления. Некоторые из тех, кто прежде разглагольствовали о необходимости такого уничтожения, при виде «окончательного решения еврейского вопроса» теряли дар речи. Меня постоянно спрашивали, как я и мои люди могут быть свидетелями такого, как мы всё это способны выносить. На это я всегда отвечал, что все человеческие порывы должны подавляться и уступать место железной решимости, с которой следует выполнять приказы фюрера.
Страница из альбома.
Лили Якоб, приехав в Израиль, показывает альбом израильскому премьер-министру Менахему Бегину. Много лет на этих фотографиях люди узнавали своих родственников. Почти каждую неделю к Лили приезжал кто-нибудь и рассматривал фотографии в надежде найти своих родных. Лили Якоб умерла в 1999 году.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки