Стало известно о предложенном Россией Трампу плане "масштабного сближения", – BuzzFeed
Спустя три месяца после того, как Трамп стал президентом США, глава российского государства Владимир Путин отправил в Госдепартамент одного из своих дипломатов, чтобы доставить туда смелое предложение о полной нормализации американо-российских отношений во всех основных ветвях исполнительной власти.
Предложение, подробно изложенное в документе, оказавшемся в распоряжении BuzzFeed News, содержало призыв полностью восстановить дипломатические, военные и разведывательные каналы, заблокированные после российской интервенции в Украине и Сирии.
Всеобъемлющий план перезагрузки был подан с амбициозным указанием даты начала нормализации: «немедленно».
Согласно предложениям в документе, к апрелю Андрей Крутских, высокопоставленный российский чиновник, курирующий кибербезопасность, должен был встретиться со своим американским коллегой для консультаций по «информационной безопасности». К маю обе страны провели бы «специальные консультации» на темы войны в Афганистане, ядерного соглашения с Ираном, «ситуации в Украине» и усилий по превращению «Корейского полуострова» в безъядерную зону. А ко времени первой встречи Путина и Трампа главы ЦРУ, ФБР, Совета национальной безопасности США и Пентагона повидались бы лицом к лицу со своими российскими коллегами, чтобы обсудить области взаимных интересов. Также предлагалось возродить целый ряд других каналов в военной сфере и дипломатии, созданных при «перезагрузке» во время первого срока Обамы.
«Этот документ представляет собой не что иное, как« дорожную карту» полномасштабной нормализации американо-российских отношений», – сказал Эндрю Вайс, вице-президент Фонда Карнеги, ознакомившись с текстом предложения, предоставленным ему изданием BuzzFeed News.
Читайте также: Radio Free Europe: Кремль сеет хаос в мировых масштабах
Помимо описания пунктов, в которых Кремль хотел продвинуть двусторонние отношения, документ демонстрирует одно из неозвученных предположений Москвы – о том, что Трамп не разделяет негодования США по поводу предполагаемого вмешательства Москвы в выборы 2016 года и может согласиться на стремительное сближение.
«Тут просто-напросто игнорируется все, что спровоцировало ухудшение отношений, создается видимость того, что ни вмешательства в выборы, ни украинского кризиса вообще не было», – сказала, изучив документ, Анджела Стент, куратор темы России при администрации Джорджа У.Буша в Национальном совете по разведке США.
На данный момент состоялись лишь немногие из десятков встреч, перечисленных в российском проекте нормализации отношений, и многие официальные консультации выглядят маловероятными в текущей ситуации, когда отношения ухудшаются.
Российские посольство в Вашингтоне отказалась комментировать документ. «Мы не комментируем закрытые двусторонние переговоры, это нормальная дипломатическая практика», – сказали в российском диппредставительстве.
Сотрудники Белого дома и Госдепартамента отказались сообщить, кто доставил этот документ, но не оспорили его подлинность. Они отрицали, будто открыто дали понять российской стороне, что ее предложение осуществимо. Отвечая на вопрос, каким образом оказалось, что Москва увидела возможность сближения, пресс-секретарь Совета национальной безопасности сослался на вводящие в заблуждение новостные сообщения об увлечении Трампа Россией. «Честно говоря, здесь я указал бы больше на шумиху в средствах массовой информации, чем на риторику администрации», – сказал он.
Читайте также: Дипломатические войны: сокрушительный ответ МИД РФ США
Действительно, на российских чиновников, возможно, оказали влияние частые публичные высказывания Трампа, звучавшие не далее как феврале, на тему преимуществ налаживания дружеских отношений с Москвой. «Я хотел бы, чтобы у меня получилось поладить с Россией», – сказал, в частности, Трамп на пресс-конференции.
Между тем, несмотря на тёплую риторику Трампа, фактический уровень взаимодействия США и России с момента вступления в должность президента практически на выходил за рамки открытых каналов, используемых госсекретарем Рексом Тиллерсоном, послом США в ООН Никки Хейли и Белым Домом.
Заместитель госсекретаря США Том Шэннон и его российский коллега Сергей Рябков время от времени встречались для обсуждения конфликтных тем в отношениях США и России, но практически безрезультатно. В Сирии дипломаты госдепартамента Майкл Ратни и Бретт МакГерк регулярно беседовали с российскими представителями, чтобы добиться скромных договоренностей по прекращению огня, коснувшихся лишь юго-запада страны. Спецпредставитель США Курт Волкер и его российский визави сделали первые шаги в переговорном процессе по Украине.
Тем временем Пентагон не скрывает скептического отношения к сотрудничеству с русскими, поскольку поддерживает ограниченный канал по урегулированию конфликта в Сирии. В феврале председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд в Азербайджане встретился со своим российским коллегой генерал-лейтенантом Валерием Герасимовым, но после нее поспешил отметить, что это не предвещает расширения сотрудничества с Россией в Сирии или где- либо еще. В мае военные чиновники провели очередную встречу в Турции.
Министр обороны США Джеймс Маттис также снизил ожидания прогресса в отношениях, сообщив журналистам в феврале: «Сегодня мы не можем сотрудничать на военном уровне».
Читайте также: Россия вряд ли может рассчитывать на новую "перезагрузку" в отношениях с Америкой – эксперт
Директор ЦРУ Майк Помпео в мае посетил Москву для переговоров с руководством российской разведки, но представители ведомства отказались комментировать характер встречи.
Проталкивая план перезагрузки, Москва, по-видимому, недооценила политическое противодействие, с которым придется столкнуться администрация Трампа в случае запуска широкомасштабного сближения на фоне громких расследований ФБР и подозрений Конгресса о сговоре с Россией.
«Путин, похоже, не понимает, что Трамп не обладает полномочиями в такой степени, как он сам», – сказал Стивен Пайфер, эксперт из России в Институте Брукингса, – Сдержки и противовесы, специальные прокуроры и расследования Конгресса связали руки Трампа так, как это не могло бы произойти с Путиным».
Когда Путина спросили, разочарован ли он в Трампе, учитывая прежние надежды на улучшение отношений, он ответил холодно.
«Ваш вопрос звучит крайне наивно, – сказал Путин на пресс-конференции в Китае на прошлой неделе, – Я же не его невеста, и не его жених. У каждой страны свои интересы".
Высокопоставленный чиновник Госдепартамента признал, что первоначальные ожидания Москвы были нереалистичными. На июльской встрече Тиллерсона с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Гамбурге было подчеркнуто, что более широкого сближения невозможно без позитивных действий России в Украине, отметил чиновник.
По словам двух американских официальных представителей, стремление Москвы навязать проведение очередных двусторонних встреч временами раздражает сотрудников Госдепартамента. Например, в августе на саммите в Маниле Лавров по окончании двусторонней встречи с Тиллерсоном принялся рассказывать журналистам, что спецпредставитель США по Украине вскоре посетит Москву для обсуждения кризиса у Украине. Однако официальные лица США не согласились проводить переговоры в России, потребовав, чтобы они состоялись в другом месте. В конечном итоге американцы победили, и встреча прошла в столице Беларуси Минске.
Несмотря на постигшие его разочарования, Кремль не утратил надежду на нормализацию отношений с США, хоть и грозится выгнать еще больше дипломатов и подать в суд на Вашингтонскую администрацию за изъятие дипломатических объектов. Однако Белый дом не особо требует, чтобы Пентагон или Госдепартамент взаимодействовали с Россией. А американский аппарат национальной безопасности, избегающий рисков, вряд ли двинется вперед по своей инициативе, тем более, что на высокие посты были назначены известные сторонники жесткого курса в отношении России.
Пожалуй, самым безнадежным в российском проекте нормализации был призыв к обоим правительствам работать над «возобновлением и развитием взаимовыгодного сотрудничества в торговле и инвестиционной сфере». В июле Конгресс США принял постановление о новых экономических санкциях.
Предлагалось также «заново создать две двусторонние рабочие группы – по кибербезопасности и борьбе с терроризмом, изначально учрежденные в 2009 году».
Пусть воссоздание двустороннего канала забуксовало – это все равно может сулить Москве нечто манящее: возможность предстать в образе глобальной державы, которая прямо конкурирует с американской стороной.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки