Foreign Policy: Развернется ли Чехия к Москве?
На следующей неделе в Чехии состоятся парламентские выборы. Если все пойдет так, как ожидается, чехи выберут премьер-министром магната, который стал объектом суровой критики. Его подозревают в хищении денег Евросоюза и сотрудничестве с тайной полицией в коммунистический период.
Политическое усиление Андрея Бабиша – фигуры противостоящей истеблишменту, второго по богатству человека в стране, вызвало множество опасений. Некоторые боятся, что он развернет Чехию – а вместе с ней и Центральную Европу и часть ЕС – в сторону Москвы и заставит ее отвернуться от Брюсселя и Вашингтона. Другие тревожатся, что он поведет Прагу по иллиберальному пути, которым идут Будапешт и Варшава. Но в реальности все немного сложнее.
Бабиш, которого после трех лет пребывания на посту министра финансов считают политическим аутсайдером, возглавляет партию ANO, имеющую 54 места в парламенте. По общему признанию он обслуживает бизнес-интересы, но больше всего, как представляется, свои собственные интересы: по некоторым утверждениям, он прикарманил субсидии ЕС, предназначенные для малого и среднего бизнеса; в понедельник чешская полиция предъявила ему официальные обвинения.
В его шкафу есть и другие скелеты. В четверг Конституционный суд Словакии постановил, что суд низшей инстанции должен рассмотреть утверждения о его сотрудничестве с тайной полицией в коммунистический период. Для его политических шансов это ничего не значит: можно сказать, что Бабиш сможет сделаться следующим премьер-министром Чехии, даже если встанет под Карловым мостом и кого-нибудь застрелит.
Но все же он не та зловещая фигура, которой его часто изображают. Он не чета премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, который, похоже, смыслом своей жизни считает борьбу с Брюсселем, и премьер-министру Польши Ярославу Качиньскому, который глубоко убежден, что за смерть его брата-близнеца несет ответственность польская политическая оппозиция. Даже критики признают, что Бабиш – бизнесмен, а не идеолог.
Четыре важных фактора предопределят, в какой мере победа Бабиша может развернуть чехов к Москве или, как минимум, прочь от либерального общества.
Самым важным из них будет то, какую партию выберет Бабиш в качестве партнера по коалиции. Например, если АNО объединится с партией «Свобода и прямая демократия», поддерживающей дружеские отношения с французским "Национальным фронтом", которую возглавляет крайне правый противник иммигрантов – и что не укладывается в голове – наполовину японец Томио Окамура, результатом может быть наступление на гражданское общество и рост скептицизма в отношении Запада. Если АNО присоединяется к правящей сегодня центристской Чешской социал-демократической партии, статус-кво по большей части сохранится.
Второй фактор вязан с тем, кто в 2018 году станет президентом Чехии.
Нынешний президент Милош Земан делает много дружеских заявлений по отношению к России. Выступая недавно в Совете Европы, он сказал, что Крым – русский, это осудили его министры. Если Земан будет переизбран, а Бабиш и его партия АNО возглавят правительство, возможен шаг к сближению с Москвой.
Читайте также: Россия после "великодержавия"
Третий фактор – то, как Брюссель и Вашингтон будут реагировать на Прагу после прихода Бабиша к власти.
По некоторым вопросам, таким как иммиграция, Бабиш имеет разногласия с Брюсселем. Но его несогласие, скорее всего, меньших масштабов, чем Орбана, который воюет против ЕС, и больше напоминает позицию премьер-министра Словакии Роберта Фицо – тот также бросил вызов миграционным квотам, но спокойно сказал, что он уважает решение суда ЕС после вынесения приговора против него. Будучи деловым человеком, Бабиш, вероятно, понимает, что благополучное будущее его страны гарантируют ровные отношения с Брюсселем.
Но внешняя политика никогда не была его главным приоритетом. Между тем, некоторые чешские дипломаты опасаются: мнение некоторых американских кругов, что Бабиш сочувствует Москве, может стать "самосбывающимся пророчеством".
Читайте также: Евросоюз – прекрасное изобретение, но только на бумаге – мнение
Повторение этих ложных обвинений может испортить его дальнейшие отношения с администрацией США, что может негативно повлиять на чешско-американские отношения.
И последним фактором является устойчивость чешских институтов. Смогут ли они отстоять западные ценности, атакуемые на всем континенте и особенно некоторыми соседями Праги?
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки