Проклятие каталонской несвоевременности
Самое поразительное, что есть в истории с каталонской государственностью (а истории этой не год, не два, не пятьдесят, не сто, а значительно больше), – это вечная каталонская несвоевременность.
Женералитат их – как орган власти постоянно действующий между сессиями регионального парламента – известен с XIII века (большой привет тем российским великим мыслителям, которые Каталонию с Украиной сопоставляют). И всегда он занимался примерно одним и тем же. Работал над суверенитетом Каталонии – налоговым, культурным, религиозным, всяким.
Решений женералитата об отказе вводить очередной налог, запрете проповедей на любом языке, кроме каталанского, установления прямых связей с Папским престолом – очень много. Время от времени критическая масса таких подспудно формирующих государственный суверенитет решений накапливается, и каталонцы решаются попробовать заделать себе настоящее государство.
История кончается всегда одним и тем же. Долгая юридическая подготовка, накопление законов и подзаконных актов, бумажные конфликты с Мадридом – все это делало выход "независимой Каталонии" на мировую арену вечно запоздалым и обреченным на неудачу.
1640 год. Барселона планирует устроить республику по голландскому образцу. Создает "квазиреспублику" под французским протекторатом, делая графом Барселонским короля Франции. В это же время португальцы учреждают себе без всякой юридической подготовки, анализа международного опыта и лучших политических практик XVII века олдскульное королевство во главе с собственным герцогом из рода бастардов предыдущей династии и удачно от испанцев отбиваются.
Читайте также: Что отличает ситуацию в Каталонии от произошедшего в Крыму и на Донбассе
Португалия до сих пор государство. От Каталонии алчные французы отгрызли графство Руссильон и бросили продвинутых юристов из Женералитата под топоры и на костры человеколюбивых кастильцев. Средиземноморские Нидерланды не получились, несмотря на всю проработку.
Война за Испанское наследство. Каталония берет сторону Габсбургов против Бурбонов под гарантии своих вечных "привилегий". В итоге – поражение (отдельная веселая история про крючкотворов Женералитат и их роль в отзыве с континента блестящего полководца британцев графа Питерборо), крах тех самых "привилегий", уничтожение самоуправления и полный абсолютизм.
Сто лет спустя, во время наполеоновских Войн за полуостров, каталонцам нет бы вспомнить про свою добрую старую Республику, получить Конституцию и войти себе под руку Бонапарта (это было бы хотя бы логично), но нет. Именно там французам было оказано самое серьезное сопротивление – французская Третья осада Жироны, самого антииспанского города Каталонии, вошла в испанские же списки национального героизма, как памятник беспримерной самоотверженности.
А тем временем маршал Жюно вошел в Лиссабон без единого выстрела, дал Португалии Конституцию, обещал прогресс и спокойно себе брал откаты с контрабанды портвейна через "континентальную блокаду". И никто даже "мяу" не сказал, пока не пришли англичане и все не поправили.
Принесла ли тогда пользу Каталонии их самоотверженность? Черта с два. И вот уже через несколько десятилетий во время так называемых "Карлистских войн" – войн сторонников "прогресса" и "абсолютизма" в Испании, каталонцы берут сторону "абсолютиста" Карлоса и его потомков, которые обещают вернуть "феодальные привилегии" Каталонии. Отдельно смешно, что во время "третьей карлистской войны" в торговой, промышленной Каталонии карлисты по идеологическим мотивам разрушают железные дороги, машины и все такое прочее "прогрессистское" под аплодисменты местных. Дорогой Хаим, наконец-то мы нашли время и место – как в старом анекдоте.
Читайте также: Самовизначення: важливий контекст
Глубокая рефлексия над природой "краха европейских империй" привела каталонцев к мысли – на новом историческом этапе – затеять республику снова не в 1917-1918, когда эти империи крякнулись, а через пять лет. Как раз к тому время военным губернатором Каталонии стал генерал Примо де Ривера с понятным для наконец-то обретших себя сепаратистов прогнозом и результатом.
История Гражданской войны 1930-х, когда каталонцы не могли сами с собой разобраться, на чьей именно они стороне – Республики в Мадриде, демократической Республики в Барселоне или мирового Интернационала – так же широко известна.
И вот сейчас. Где они были – эти юристы и культурологи – когда разваливался СССР, когда Европа западная жевала Европу южную. В 1990-х у них были шансы. Сейчас, когда "конец истории" не состоялся, когда государства консолидируются, а новое прочтение суверенитета и патриотизма озвучивает президент США с трибуны ООН, претензии на независимость без битья горшков, волн террора и всего вот этого, традиционного – выглядят слабо. Именно сегодня у Каталонии нет существенных шансов ни на что, кроме создания новой легенды про независимость, которая была так близка и так доступна.
Что будет? Думаю, Женералитат в очередной раз ушатают, по-современному, без десятков тысяч расстрелянных. Мировая история пойдет себе своим чередом. Через лет 30-40 сформируется очередная тенденция, она переживет свой взлет, будет подвергнута ревизии, сойдет на нет. А еще через какое то время очередному тысяча первому президенту Женералитата придет в голову что на этом – мертвом – можно сфорулировать, после надлежащего количества консультаций и глубокого анализа, очередную "независимость". С обычным для Каталонии результатом.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки