Грузинское гетто в Абхазии
Разрушенный мост через реку Ингури, по которой проходит граница Грузии и Абхазии. Февраль 1994 года
В оккупированной Россией Абхазии живут не только абхазы (правильнее – апсуа), большинством являются этнические армяне, на втором месте по численности населения находятся грузины-мегрелы, живущие компактно на территории Гальского района. Все 24 года оккупации марионеточные власти создают на этой территории этническое гетто, пишет Олег Панфилов специально для "Крым.Реалии"
В 1993 году произошел перелом в вооруженном противостоянии в Абхазии с сепаратистами, которых отчасти поддержала Конфедерация горских народов Кавказа, поверивших в 1992 году российской пропаганде. Со временем стали известны сведения об участии российских военных в войне в Абхазии. А после появления там, по утверждению военного историка Михаила Жарихина, нескольких штурмовиков Су-25, война перешла в фазу российско-грузинского противостояния. Никто не скрывал, что цель России была одна – объявить Абхазию "независимой" от Тбилиси территорией, а также зачистить ее от этнических грузин. Что удалось?
По статистике, основанной на переписи населения в 1989 году, этнических грузин в Абхазии было 239872 человека, что составляло 45,68% населения. После русско-грузинской войны, сепаратистами в 2003 году была проведена перепись и оказалось, что этнических грузин стало 45953 человека, то есть, 21,35% населения. Кстати, за это же время почти втрое сократилась численность этнических русских – с 74913 до 23420 человек, греков и украинцев – в десять раз. Манипуляция с официальной статистикой нужна была для оправдания создания "абхазского государства", но реально ситуация такова, что называющих себя абхазами людей меньше, чем хотелось бы марионеточным властям.
Население Абхазии сократилось почти втрое – с 525061 человек в 1989 году, до 215272 человек в 2003 году. Однако и оставшиеся после войны люди скорее сосуществуют, поскольку последние год-два началось серьезное противостояние между абхазской и армянской общинами: последние считают, что их притесняют и даже преуменьшают их роль в годы войны. В когда-то в автономной республике гордились своей толерантностью и этническим разнообразием, а жители Сухуми, как и тбилисцы или бакинцы, не делили себя по этнической принадлежности, а гордо себя говорили: "У нас одна нация, мы – сухумчане".
Теперь этнических грузин нет в Сухуми и Гаграх, Пицунде и Гудауте, только в Гальском и отчасти в Ткварчельском районе живут мегрелы – грузинский субэтнос. Мегрелы – это значительная часть населения западной Грузии, проживающая в грузинском регионе Самегрело, а также в Тбилиси, Кутаиси, Батуми, в других городах и селах по всей стране. У мегрелов свой язык, той же картвельской группы, но отличающийся от грузинского, свои особенности в культуре и кухне, подавляющее большинство мегрел считает себя частью грузинской нации и не поддаются предложениям Москвы тоже стать сепаратистами. Во время войны 1992-1993 годов мегрелы Абхазии поддерживали Тбилиси, часть из них воевала, многие покинули родные дома, переместившись вглубь Грузии, но затем, после обещания Москвы урегулировать ситуацию, вернулись назад.
Читайте также: Как грузин заставляют быть абхазами
Никто не может точно сказать, сколько сейчас мегрелов живет в Абхазии, сами жители Гальского района говорят, что примерно 40-45 тысяч: некоторые во время войны вообще покинули Грузию, часть живет в Тбилиси или других местах, для оставшихся жизнь в Абхазии напоминает кошмар, из которого они никак не могут выбраться. В Сухуми им постоянно напоминают, что они чужие в "независимом абхазском государстве". Мегрелы и не скрывают своего лояльного отношения к Тбилиси, подчеркивая, что они остаются грузинами, несмотря на любые попытки марионеточных властей ассимилировать их. Почти у всех есть грузинское гражданство, они могут пользоваться всеми государственными услугами Грузии.
Карта части территории Грузии с Абхазией и Гальским районом
Формально никто не препятствует мегрелам передвигаться по Абхазии, но они пересекают эти 80 километров только в крайней необходимости, когда нужно получить в Сухуми справку или привезти контрабанду – перенесенные на себе через административную границу продукты питания, поскольку в Абхазии свои производят в очень ограниченном количестве. Мегрелы занимаются сельским хозяйством, получая приличную прибыль от продажи ореха, никаким образом не зависят от сепаратистских властей, а при необходимости перебираются через реку Ингури вглубь Грузии – навещают родственников, лечатся или учатся. Такая "вольность" возмущает абхазское начальство, придумывающее все новые способы урезонить непокорных.
Между Гальским районом и остальной частью оккупированной Абхазии нет ограждений или препятствий, кроме абхазских гаишников, которые зарабатывают на взятках, обирая по дороге мегрелов. Вынужденные посещать Сухуми стараются не говорить вслух по-грузински, предпочитая разговаривать на всем привычном русском, между собой на мегрельском языке. Из-за коррумпированности чиновников жителя Гальского района постоянно ощущают на себе отношение как к людям "второго сорта", и Сухуми поддерживает это ощущение, назначая на руководящие посты в моноэтничном районе не местных, а приезжих абхазов. Имеющейся мелкий бизнес также в руках абхазов или их гальских родственников из смешанных браков. Такое отношение мегрелы чувствуют и в судах, где для них добиться справедливости почти никогда невозможно.
Мегрелов унижает не столько отношение оккупационных властей к себе, сколько бесперспективность будущего – их детям запретили учиться на грузинском языке, взамен – только русский и в начальных классах часть уроков на языке апсуа (абхазском). Соответственно, для детей есть возможность получить образование только в Сухуми, о качественном можно забыть. Абхазы обложили жителей Гальского района многочисленными ограничениями – и официальными, и неофициальными, когда рынок сельскохозяйственных продуктов находится в руках местного криминала, устанавливающего свои заниженные цены. Пенсионеры получают социальные выплаты в меньшем размере, чем жители других районов Абхазии. Теперь марионеточные власти решили отбирать пустующие дома, не обращая внимание на то, что это частная собственность, конфискованное дарят семьям "героев войны".
Сбор орехов в селе Набакеви. Абхазия, Гальский район
Читайте также: Угроза новых этнических чисток в Абхазии
Уже несколько лет у мегрелов Гальского района нет никаких документов, подтверждающих, что они являются жителями и владельцами своих домов. В Сухуми посчитали, что если у мегрелов есть грузинские паспорта, то абхазские им иметь нельзя. Хотя абхазские паспорта кроме Абхазии нигде не признаются, с ними нельзя выехать за границу. Единственно на что могут рассчитывать люди – на получение вида на жительство. Трудно себе представить, что с установлением сепаратисткой власти, жившие здесь столетиями люди оказались чужими, их право на частную собственность игнорируется, а родовые кладбищами с могилами предков не могут быть доказательством того, что это – их родная земля.
Без документов российские пограничники не пропустят мегрелов через административную границу на реке Ингури, которую они называют "государственной". К 12 октября было выдано всего 500 таких документов, остальные люди стоят в огромных очередях по несколько недель, тратя время и деньги на взятки. Житель села Набакеви рассказал корреспонденту проекта Радио Свобода "Эхо Кавказа": "Обладатель этого документа (вида на жительство) не имеет права владеть частной собственностью, вести частный бизнес. У лица с видом на жительство нет права продавать недвижимость, словом, есть определенные ограничения". По существу, эти документы узаконят отсутствие каких-либо прав – ни за землю, ни на право защиты от абхазского беспредела.
Ситуация складывается похожей на историю конца 19 века, когда Российская империя зачищала Кавказ от мусульман, выселяя в Турцию черкесов и абхазов. Тогда мухаджирами-переселенцами из Абхазии стало более 80 процентов населения, и часть абхазов, чтобы остаться на родине, принимали православие. В советское время абхазов неожиданно стало больше – мегрелы стали заполнять абхазское меньшинство, называя себя абхазами и получая привилегии в вузах и на работе. Вот почему большинство абхазов носят мегрельские фамилии, хотя мало кто из них вообще говорит на языке апсуа. Сухумские власти и сейчас пытаются склонить мегрелов к изменению национальности, придумывая истории о том, что все жители Гальского района в прошлом были абхазами, а потом стали грузинами.
Следуя цели Кремля очистить Абхазию от грузин, марионеточные власти приняли "закон", который утверждает, что владельцем паспорта гражданина Абхазии может быть этнический абхаз, а также лицо, которое не является этническим абхазом, но в 1994-1999 годах проживало на территории Абхазии и не является гражданином другого государства, за исключением России. Теперь по указке Кремля марионеточные власти ставят коренных жителей в положение евреев Варшавского гетто, когда они вроде бы существуют, но у них нет никаких прав и обязаны жить на определенной территории. Осталось только потребовать, чтобы мегрелы носили отличительный знак на одежде, как евреи нашивали звезду Давида.
Опять-таки по указке Кремля и на деньги российского бюджета "власти" сепаратистской Абхазии ездят по разным странам и с помощью пророссийских организаций открывают "представительства", о чем по несколько дней рассказывают по телевидению жителям республики. Как правило официальные власти этих стран быстро опровергают существование какого-либо "представительства" Абхазии, но пропаганда усиленно пытается внушить своему населению, что "государство" вот-вот признают еще больше стран. Об этнической чистке и выдавливании коренных жителей они, конечно, молчат, а население полагает, что так и должно быть. Как бы то ни было, но на карте постсоветского пространства есть грузинское гетто, как теперь те же российские оккупанты пытаются создать и для крымских татар.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки