Как в офшорных пожарах горит патриотизм
Вы какие офшоры предпочитаете: Кипр, Белиз, Бермуды? Скорее всего, у вас довольно смутное представление вообще о том, что это такое. Ничего обидного в этом нет, офшоры – это еще одна недоступная подавляющему большинству людей сторона жизни не просто богачей, а исключительных богачей, какими нам с вами не стать никогда.
Офшоры – это такие страны или территории, где денюжки почти, а то и вовсе не облагаются налогами, и настоящие владельцы бизнеса спрятаны подальше от любопытных глаз. Регистрация компании в офшорной зоне позволяет, таким образом, выскочить из клетки своей государственной правовой и налоговой системы и, словно находясь под шапкой-невидимкой, насладиться тем, что нажито непосильным трудом.
Читайте також: Порошенко абсолютно не верит в Украину – эксперт
Офшорное дело по определению тайное, поэтому никто точно не скажет, сколько средств таким образом выводится из национальных экономик. В одном из недавних докладов на эту тему, сделанном при участии Габриэля Цукмана, одного из ведущих специалистов по сверхбогачам и их способам укрытия от налогов, называется сумма в 7,8 триллионов долларов – десятая часть глобального ВВП. Boston Consulting Group предполагает, что больше, около 10 триллионов. А экономист и расследователь Джеймс Генри, автор книги «Кровавые банкиры», поднимает планку до 36 триллионов. Это какие-то заоблачные цифры, сравнивать вообще не с чем. Ну, допустим, если бы у вас был триллион, и вы жили три тысячи лет, то в день можно было бы тратить по миллиону. Хотя и миллион тоже непонятно что такое.
Чем больше денег, тем больше возможностей оплатить работу тех, кто специализируется на том, как прятать богатства от налогов и чужих глаз. Среди таких компаний была панамская Mossack Fonseca. Кто тот человек или те люди, в распоряжении которых оказалась внутренняя документация компании и ее переписка с клиентами, до сих пор не знает никто, но эту информацию скинули журналистам Süddeutsche Zeitung. Те, чтобы не погибнуть под огромным массивом данных, привлекли к анализу коллег из семи десятков стран. Работа шла в большом секрете, и в апреле 2016 года одновременная публикация по всему миру произвела сенсацию.
Среди клиентов Mossack Fonseca оказались могущественные люди, а какие-то малоприметные вдруг оказались могущественными. В результате разоблачений Исландия и Пакистан лишились глав правительств, президент Аргентины до сих пор под следствием. В России узнали, что виолончелист Сергей Ролдугин, друг Путина, нажил два миллиарда долларов, а в Украине стало известно, как президент Порошенко с помощью панамцев создавал офшорную компанию на Британских Виргинских островах, чтобы «оптимизировать структуру» Roshen.
Новая порция разоблачений, опубликованная 5 ноября 2017 года Süddeutsche Zeitung и ее коллегами, представляет собой документы другой юридической фирмы, помогавшей с офшорными делами – Appleby с Бермудских островов. Поскольку Бермуды место поистине райское, информационный вброс получил название «Райские документы». Звучит издевательски. Потому что в них речь о том, как устраивают свою райскую жизнь те, кому и без того не на что жаловаться.
Из самого громкого можно выделить пока пару дел, американское и британское. Друг Дональда Трампа и нынешний министр торговли Уилбур Росс, как оказалось, имеет финансовые интересы в сотрудничестве с российской компанией, где среди владельцев зять Путина Кирилл Шамалов и близкий Путину бизнесмен Геннадий Тимченко. Причем Тимченко, как известно, находится в санкционном списке США. Росс почему-то скрыл свой русский интерес от конгресса и соответствующих служб при утверждении на должность. Часть личных средств британской королевы Елизаветы II, правда, небольшая, около 13 миллионов долларов, оказалась вложена в офшор. Вроде и не криминал, а подданным обидно, что монаршая особа ищет выгоды на стороне от своего королевства.Упоминается в документах Appleby и Петр Порошенко, но в качестве клиента, интересы которого фирма отказалась обслуживать. Mossack Fonseca не отказалась, как нам уже известно из предыдущей утечки. Панамцы вообще были куда менее осторожны и переборчивы, за что поплатились закрытием и арестом ряда сотрудников. Appleby уголовное преследование пока вроде не грозит.
А Петру Порошенко ничего не грозит в принципе. Сейчас одни будут говорить, что он хотел с помощью офшора уйти от платы налогов, в переписке с Бермудами есть на этот счет намеки, другие скажут, уже сказали, что без этого не получался «слепой» траст. Криминала, как и в случае с британской королевой, нет, чего не скажешь о случае с американским министром, совравшим под присягой.
Дело только в одном: логика большого, очень большого бизнеса сильно, очень сильно отличается от логики государственного деятеля. Деньги, как вода, ищут возможность течь по самому выгодному руслу, и тем хуже для государства, которое не смогло такие русла деньгам обеспечить в рамках национальных границ. Крупный капитал космополитичен. И если государственный деятель, действуя как бизнесмен, обеспечивает своим деньгам наилучшее функционирование – «оптимизирует», он чаще всего поступает, как минимум, непатриотично.
При этом, конечно, внутри страны непременно, в силу положения, расскажет о святом долге всех платить налоги, а то и призовет делать добровольные пожертвования на дела, с которыми не справляется государство. А как ему справляться? Если бы те триллионы долларов, которые выведены из национальных экономик, работали на эти экономики, многие серьезные социальные проблемы были бы решены.
Читайте також: Глобальні гросмейстери світової мафії
Есть еще один тонкий момент, который свидетельствует в пользу того, чтобы держать сверхбогатых людей подальше от власти. Вся офшорная деятельность покрыта мраком, а где мрак, там могут твориться самые мутные дела. Это просто красная тряпка для спецслужб. Знание грязных секретов политиков позволяет внешним или внутренним силам оказывать на них нужное влияние. И тут встает уже вопрос не о морали, а о самой что ни на есть национальной безопасности. Владельцы многомиллионных состояний, пытающие удачу в политике, в этом смысле крайне уязвимы.
А еще они уязвимы перед лицом вот таких информационных сливов, которые, похоже, уже становятся обычной и предсказуемой неприятностью, как пожар в деревянных кварталах.
Леонид Швец для OLD FASHIJNED RADIO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки