The spectator: Запрет на водку привел к революции в России?
Одна из самых загадочных особенностей человеческой истории заключается в том, что люди в любую эпоху и почти в любой точке мира пытаются уменьшить свой интеллект, ослабить свои рефлексы, в общем сделать так, чтобы все в них функционировало гораздо хуже. Итак, как насчет того, чтобы напиться, ведь это нам так нравится? Марка Форсайт в своей новой книге пишет, что лучший ответ на этот вопрос может дать тот, кто, кого вряд ли можно назвать любителем выпить: Уильям Джеймс, американский философ, брат писателя Генри Джеймса. "Трезвость, — писал он, — унижает, проводит грани и говорит нет; пьянство же возвеличивает, объединяет и говорит да".
Как пишет Форсайт, выпивка заставляет нас говорить "да" очень многому. Желание выпить, полагает он, среди прочего привело к возникновению оседлого земледелия, цивилизации и городов, к появлению англо – саксонской Англии, Америки и к русской революции. (В 1914 году царь неразумно ввел запрет на водку.) Возможно, именно в этом кроется первопричина, заставившая нас спуститься с дерева – ведь найти забродившие фрукты можно было только на земле.
Читайте также: Алкоголизм в России: штрихи к семейному портрету
По всеобщему признанию, некоторые из этих утверждений кажутся более убедительными, а другие — менее. Но в целом в этой книге, которая переносит читателя из Шумерского государства на Дикий Запад, потом в древний Египет, а после этого к викингам, собраны весьма убедительные доказательства того, что алкоголь является важной движущей силой истории, несмотря на то, что внимание на это обращают редко.
Между тем, интереснее всего читать книгу тогда, когда Форсайт оставляет общие теории и переходит к запоминающимся фактам, которые вам обязательно захочется рассказать своим друзьям за кружкой пива в пабе. Одно его наблюдение, подтверждающее веру Дарвина в родство обезьяны и человека, относится к павианам, которых напоили крепким пивом:
Читайте также:"Нам все пох. Пьем и все". Как живут россияне на Урале
"На следующее утро они сидели с самым жалким видом, обхватив свои больные головы руками. Когда им предложили на выбор пиво и вино, они с отвращением отвернулись".
Разоблачая мифы, Форсайт сообщает нам печальную весть о том, что английская литература зародилась вовсе не в пабе. Хорошо известно, что действие "Кентерберийских рассказов" начинается в трактире "Табард". Но в те дни слово "inn" (трактир) имело другой смысл, означая шикарную гостиницу. Вот почему ее хозяин Гарри Бейли не был кем-то вроде неунывающего бармена, а скорее очень богатым бизнесменом и депутатом парламента. Не меньшее разочарование вызывает и еще один момент. Тщательная систематизация старых питейных заведений в Англии указывает на то, что современным эквивалентом Фальстафа, потягивающего вино в таверне "Кабанья голова", будет человек, пьющий шампанское в коктейль-баре.
Намеренно или нет, Форсайт рассказывает обо всем этом в лучших традициях салуна. Проза его предыдущих книг, посвященных в основном необычным словам, всегда живая и веселая. Но здесь степень живости и веселости буквально зашкаливает – слово "чувак" становится синонимом слова "мужчина", шумерское божество Инану Форсайт называет "богиней танцев-шманцев-обниманцев", а фразу "прекрасный пол" автор использует безо всякой иронии. К счастью, редкий вздох недовольства — это не очень высокая цена за книгу, которая в основном очень увлекательна и поучительна.
Оригинал на The spectator
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки