Год олигархов: за что платят украинцы
2017 год не стал прорывом для Украины. Подводя итоги, можно сказать, что нам удалось сохранить дееспособность НАБУ, но при этом клановая модель экономики залезла в карман каждого украинца.
Половину заплаченных нами денег за электроэнергию получает Ринат Ахметов. При Порошенко он в полном "шоколаде": сохранился алгоритм, когда тепловая энергетика производит всего 30% рынка, но благодаря завышенной цене получает в два раза больше денег. В том числе – за счет атомной энергетики. А тем временем близкая к Петру Порошенко компания ICU скупила банковские долги и ценные бумаги ДТЭК, что сделало его фактическим совладельцем энергетического бизнеса Ахметова.
Если вы автомобилист и заправляете машину газом, то, вероятно, половина ваших денег ушла Виктору Медведчуку. После зачистки независимых трейдеров сжиженного газа руками одиозного департамента "К" СБУ увеличилась доля структур, связанных с Медведчуком, - компании Глуско и ее сателлитов. Кроме того, на внутренний рынок с нуля зашла неизвестная швейцарская "прокладка" Proton Energy, продающая газ как через сеть заправок Глуско, так и раздающая ресурс основным сетям АЗС. В результате доля компании составила 40% рынка прямо и опосредованно. То же силовое подразделение, подотчетное, кстати, президентским "смотрящим" Игорю Кононенко и Александру Грановскому, на протяжении года мучило весь бизнес – коньячников, импортеров средств защиты растений и даже экспортеров меда.
Читайте также: Про "эпичный пример жадности семьи Петра Порошенко"
Покупая сельскохозяйственную продукцию, вы должны знать, что в ее стоимость заложены минеральные удобрения, которые Дмитрий Фирташ продает на украинском рынке дороже, чем за рубежом. Почему? Потому что против его конкурентов ввели антидемпинговые пошлины, возбудили уголовные дела за финансирование терроризма, натравили Военную прокуратуру и наложили санкции Минэкономики. И даже следствие ФБР против олигарха не мешает ему продолжать зарабатывать на власти.
Если вы любите курицу, то наверняка были клиентом растущей монополии Юрия Косюка, получившего в 2017‑м 1,5 млрд грн дотаций из бюджета. Добавьте к этому льготное налогообложение и представьте, что во владении Косюка – яхты и самолеты, а также своеобразное Межигорье, которому может позавидовать даже Янукович.
Что при этом уготовано нам, украинцам? Государство погрязло в переделе финансовых потоков, но не способно обеспечить гражданам даже базовые стандарты жизни.
Читайте также: "В отличии от обычной, политическая шизофрения неизлечима" – Егор Фирсов про статью Порошенко
Нет гарантии, что на остановке тебя не убьет водитель Лексуса, как в Харькове, или не подорвут гранатой в суде, как это случилось недавно в Никополе. Нет гарантии, что скорая успеет довезти до больницы, и нет уверенности, что там тебя вылечат. Нет гарантии, что после получения высшего образования ты найдешь работу. Нет гарантии, что твои родители будут получать нормальную пенсию. Сценарий, предлагаемый властью, - иммигрируйте и не мешайте нам делить страну между собой.
После поездок по стране символом 2017 года для меня стала маршрутка Сумы-Варшава. И в ней ездят не туристы, пользуясь безвизовым режимом, а лучшие наши кадры, заполняющие вакансии в Польше. Мэрия Познани создает украинскую версию сайта об условиях трудоустройства в стране.
Порошенко весь год укреплял свои позиции. Он добился отмены конкурсов при назначении местной власти, что позволит собрать в один кулак админресурс на выборах. К пулу президентских силовиков добавилось Государственное бюро расследований. Консолидируя потоки, Порошенко назначил своим указом членов энергорегулятора – НКРЭКУ.
Прочно связав протесты с фамилией Саакашвили, власть деморализовала оппозицию. Протестные настроения гасят за счет манипуляций общественным сознанием, сделав слово майдан синонимом кровопролития.
При этом в зоне своей прямой ответственности – международной политике – президент умудрился поссориться со многими соседями: с Польшей из‑за Бандеры, с Беларусью из‑за шпионского скандала, с Румынией и Венгрией из‑за языка.
Мы не можем дальше жить в таком формате – интриг, коррупции и саморазрушения. Украина по‑прежнему остается страной возможностей. Мои знакомые, продвигающие мелкие бренды одежды, жалуются, что на фабрики невозможно пробиться – они загружены под завязку пошивом одежды для западных фирм. Украинские кикстартеры Delfast придумали электровелосипед, способный проехать на одном заряде дальше Tesla Model S, программисты аутсорсят скандинавские банки, а инженеры – датские ветряные электростанции.
Разработки виртуальной реальности, искусственного интеллекта и альтернативная энергетика способны вытянуть Украину из сценария с ролью страны-сырьевого придатка. Давайте требовать честной политики. А лишний миллиард лучше отдать не очередному олигарху, а направить в те отрасли, которые дадут шанс догнать хвост уходящего поезда.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки